"Я слышал, что жизнь неплохая штука, но я предпочитаю чтение"
Л.П.Смит

воскресенье, 2 февраля 2014 г.

Третья неКонференция блогеров: расширение границ и поиск идентичности



В ноябре 2013 года прошла 3-я неКонференция блогеров. Количество  библиотечных блогов увеличивается, библиотечные соцмедиа обсуждают уже на солидных профессиональных мероприятиях, но качественный рывок совершить никак не удаётся. В чём причина? Вспоминая и сравнивая все три прошедшие неКонференции, я пытаюсь ответить на этот вопрос в своей статье: Ивашина М.В. Третья неКонференция блогеров: расширение границ и поиск идентичности //Современная библиотека. - 2014. - №1. - С.12-17.


Марина Ивашина и Екатерина Василькова "бодаются" в  "Рогах зубра"
Дальше
Библиотечные блогеры, как «исторически» именуют специалистов,  использующих технологии соцмедиа, всегда в сети, всегда на связи друг с другом. Для чего же им было нужно, не выходя из  сети, о чём свидетельствовали многочисленные репортажи в твиттере и на фейсбуке,  собраться  в реале на третью ежегодную встречу в Екатеринбурге, ставшем  их своеобразной столицей? Подведём итоги трёх лет?


Скоро открытие III неконфы. Ольга Морева и Екатерина Ефимова
Сегодня соцмедиа – уже  не субкультура, как было ещё недавно, когда это направление  деятельности рассматривалось как творческая забава или необязательное хобби  увлечённых инновациями и технологиями библиотекарей. Об использовании инструментов  соцмедиа в библиотечной практике  появилось немало публикаций в профессиональной печати, проведены круглые столы на московских форумах осенью 2012 года и Крымской конференции 2013 г., тогда как до этого для обсуждения использовались только площадки провинциальных библиотек.  Для многих библиотек это уже обычная жизнь и повседневная практика, но для большинства – по-прежнему экзотика. По данным Екатериной Шибаевой (РГБ, Москва), ведущей исследования по этому направлению, в соцмедиа работает   менее 1% библиотечных специалистов. Относительная узость круга этой части профессионального сообщества делает проблемы консолидации для дальнейшего развития   по-прежнему актуальными. Интересно взглянуть на динамику программ встреч блогеров в 2011-2013 годах: что изменилось, какие вопросы решены,  а какие остались по-прежнему актуальными. 
"Московский гость" Екатерина Шибаева, в тренингах и мозговых штурмах в своей стихии

Первая неКонференция (2011)
 Особенности. Программы Первой и Второй неКонференций  готовились по-блогерски – «всем миром», в сети, в блоге Свердловской областной библиотеки для детей и юношества и  специально созданной группе в  Фейсбуке. Первоначальный проект  программы был после дискуссий значительно изменён,  выбраны ключевые темы, определены выступающие, в качестве ведущего формата  выступлений рекомендован формат «печа-куча», в то время ещё мало известный, но предлагающий немало преимуществ – проблемность, краткость, метафоричность, ироничность изложения, демократичный стиль общения, когда ораторы и слушатели менялись местами и вместе принимали решения. Даже логотип начали придумывать и создавать вместе с помощью сервисов непосредственно в сети. Поскольку количество желающих принять участие было настолько велико, что категорически не совпадало с возможностями приезда в Екатеринбург, было решено проводить её в 3-х форматах, чтобы максимально расширить круг участников.    Кроме работы на реальных площадках Свердловской областной библиотеки для детей и юношества, в программу была включена также виртуальная конференция,  на страницах которой было размещено  более 100 докладов и публикаций в различных форматах. Активное обсуждение  проблем докладов, сгруппированных по 6 секциям, и посвящённых различным аспектам ведения блогов и страниц в социальных сетях, сетевой этике, организации сетевых проектов, использования интерактивных сервисов велось в течение 3-х недель, количество комментариев превысило 6 тыс.  Было также предусмотрено on-line общение удалённых участников в формате вебинара, на котором прозвучали выступления блогеров из России, Белоруссии, Украины. В очной и заочной форме в  Первой неКонференции блогеров приняло участие около 200 библиотекарей. Немало, если по результатам переписи, которой занимается бессменный добровольный летописец Любовь Брюхова (Новоуральск), в 2011 г. было выявлено 430 библиотечных блогов.   Это был первый опыт коллективного осмысления сетевой активности библиотек.
Достижения. По результатам опроса в сети Фейсбук, неКонференция названа самым значимым событием профессиональной жизни в 2011 г.  Для первых блогеров освоение блогосферы было связано с поиском и внедрением инноваций в практику работы своих библиотек, часто без взаимопонимания с руководством и  значительной  частью коллектива. В своём выступлении я сравнивала движение блогеров, ищущих новые формы деятельности и преодолевающих инертность традиционной библиотечной среды, с «зоной турбулентности» - зоной чрезвычайной, стихийной, не управляемой сверху активности, «творческой движухи». При первых шагах главным стимулом была потребность освоения нового, возможность самореализации через творчество и расширение кругозора. Было упоение от новых открывшихся возможностей использования социальных сервисов для презентационной деятельности и ребрендинга библиотеки, для организации взаимообучения и других профессиональных коммуникаций – этим опытом участники неКонференции с радостью делились. Все вместе пытались ответить на вопросы, на которые только сейчас, спустя 2 года, появились ответы (у каждого свои): 1) нужна ли  концепция и единая политика, объединяющая все интернет-представительства библиотеки в единую систему, или это свободный творческий процесс, где любая регламентация и учёт выглядят неуместными; 2) кто работает в блогах и сетях – специальный библиотекарь, или эти обязанности распределяются  между библиотекарями разных отделов; 3) как должны складываться в освещении событий отношения с администрацией – согласование действий или личностная позиция; 4) как усилить возможности самоорганизации блогеров для участия в совместных проектах; 5) существует ли особый сетевой этикет,  из каких элементов складывается?
Нерешённые проблемы. Самым большим разочарованием для меня стало то, что блогосфера не смогла стать реальной силой, влияющей на развитие библиотек. Почему? В блогосферу первыми пришли лидеры, обладающие инновационным мышлением. Сразу наметилась тенденция консолидации сил вокруг отдельных общероссийских проектов. Так прошли российские акции Парад блогов, Либмоб «Как пройти в библиотеку?», Флешбук. Сама неКонференция блогеров стала такой же инициативой «снизу». Объединение блогеров могло бы стать влиятельной общественной силой, с помощью которой возможно реализовать общественно-государственное управление и влиять на развитие библиотек. Как известно, существует 3 типа общественно-профессиональных библиотечных организаций: социально-профессиональные объединения, например, РБА, функционально-технологические объединения, например, различные корпоративные проекты по ведению сводных каталогов, и, наконец, инициативные объединения. Именно этот тип – инициативного объединения – более всего соответствовал деятельности блогеров, стремившихся к консолидации. Тогда не получилось, и моё выступление в Тюмени на секции РБА «Библиотечные общества и ассоциации» (№18) под руководством С.А. Басова не встретило понимания.  Теперь 2 года спустя, на новом витке, уже зарекомендовав себя в реальных делах, блогеры снова вернулись к этому вопросу, решив создать постоянно действующий круглый стол в структуре РБА. Его судьба будет зависеть от нашей активности. 


Екатерина Ефимова, член оргкомитета первых двух и главный организатор III неконференции
Вторая неКонференция блогеров (2012)
Особенности. Во Второй неКонференции, уже не имевшей виртуальной площадки, но проводившей вебинар с удалёнными участниками, приняло участие чуть больше 100 человек, некоторые из которых ещё только готовились сделать выбор  –  нужно ли создавать  блог и заводить страницы  своих библиотек в сетях. Не все оказались готовы к такой деятельности, судя по количеству вновь появившихся виртуальных площадок. Уже при первых встречах заложены важные традиции:1)атмосфера дискуссионности, подведение итогов сделанного за год блогерским сообществом, определение проблем, которые не удалось решить;  2)привлечение к участию  блогеров других сфер деятельности, чтобы посмотреть на себя со стороны; 3)определение проекта совместной деятельности. Таким проектом в 2012 г. стал инициированный журналом «Современная библиотека» Первый Всероссийский конкурс библиотечных блогов, целью которого было  проведение аналитической работы по выявлению сильных и слабых сторон блогерского движения библиотек.
Собственно, предметом обсуждения на Второй неКонференции стали  не блоги, а  медиакомплексы, по технологиям создания которых была талантливо проведена  деловая игра Ириной Огневой (г.Арзамас), неутомимым экспериментатором-методистом, активно работающем в разных сетях,  своего рода сталкером, исследующем новые виртуальные площадки. Естественно встал вопрос о поиске адекватного названия библиотекаря, работающего в сетях. Медиа-менеджер? Он-лайн-библиотекарь? Библиотекарь 2.0? Современный библиотекарь? У каждого из новых наименований нашлись как сторонники, так и противники. Спустя год библиотекари по-прежнему не пришли к единому мнению.
В финале на мозговом штурме были подведены итоги, обозначенные на  Инфограмме динамики блогерского движения в 2012 г по сравнению с прошлыми годами. Заметим, что всё это имело отношение лишь к 20% из 45 тыс.  публичных библиотек (в соответствии со всероссийской переписью библиотек), имеющих доступ к интернету. Рост блогов продолжался, их количество увеличилось с 430 до 635, но главным образом за счёт зарубежных библиотек. Акценты интересов блогеров сместились с вопросов «сколько нас?» с составлением переписи, гугл-карт и каталогов, кольца групп на вопросы «что мы можем?» с апробированием различных ролей – аналитиков, исследователей, веб-журналистов, информационных посредников, администраторов баз данных, веб-мастеров. Важным стало не просто наличие блога, а рефлексия по поводу миссии блогосферы – различные классификации и жанровое своеобразие авторских блогов и виртуальных страниц. Пришло понимание, что виртуальная активность нужна для реализации оффлайновых проектов, каким стала, например, Всероссийская акция Библионочь. Стало очевидным, что все имеющееся виртуальные представительства библиотеки,  должны быть объединены в единую систему концептуально не только через кросспостинг, но и дифференциацию целевых аудиторий, стиля и контента. Энтузиазма больше недостаточно, стоит обратиться к основательному изучению SEO и SMM, чтобы развиваться дальше.


Любовь Брюхова, инициатор переписи блогов в 2010 г.  В течение 4-х лет бессменный
 и единственный её летописец Нестор
Нерешённые проблемы. Проблемы, обозначенные 3 года назад, до сих пор не решены для значительной части библиотечных блогов, не нашедших свою нишу и индивидуальный стиль: «мелкотемье» и трудности выбора актуальной и значимой темы, слабая начитанность и неумение писать о книгах и чтении, низкая культура речи, и, как следствие, неудачи в привлечении читателей на площадки блогов. Но главное разочарование  - несмотря на то, что блогосфера объединила умных и продвинутых библиотекарей, незаурядных личностей, она не смогла в полной мере реализовать функции общественного  самоуправления. Тормозит развитие и  непонимание важности работы в соцмедиа со стороны руководителей библиотек.


Елена Гармс: SMM - обязательная часть информационной политики библиотеки
Третья неКонференция блогеров (2013)
Особенности. Третья Неконференция блогеров прошла на базе Свердловской областной научной библиотеки им. В.Г. Белинского. Модератор – молодой библиотекарь и один из самых известных российских блогеров Екатерина Ефимова – стояла у истоков Первой неКонференции и прекрасно справилась со своей ролью. Приятно поразили блогеров руководители Белинки: на открытии директор Ольга Опарина и зам. директора Елена Гармс заверили участников в том, что стратегия продвижения  в соцмедиа является составной частью информационной политики библиотеки. Ситуация по-прежнему редкая для российских библиотек.


Участники неконференции: радость развиртуализации и общения лицом к лицу

 Значительно обновился состав участников, уже не знакомых с групповой работой в сети по  совместному формированию программы неКонференции. Но непривычным это казалось лишь немногочисленным старожилам, другие как должное приняли программу, объявленную в последние дни перед встречей. Необычен логотип, в качестве которого использована картина екатеринбургской художницы Инны Аникеевой с изображением хамелеонов.  Это метафорическое изображение современных библиотек, которые должны меняться, адаптируясь к окружающей среде. Значительно меньше, чем раньше, участников – чуть больше 40 человек. Среди них 22 новичка, шестеро «зубров», бывшие участниками всех трёх неконференций. Интерес к проблеме соцмедиа угас, или тема утратила остроту и привлекательность новизны? Может быть,  направление работы стало традиционным, и в нём нет больше никаких белых пятен? Однако, по данным Екатерины Шибаевой (Москва, РГБ), организовавшей мозговой штурм по повышению эффективности работы в соцсетях, всего 0,74% библиотечных специалистов (1,0 – 1,2 тыс. из 161,2 тыс. библиотечных специалистов, работающих в 95.198 библиотеках России) активно присутствуют в соцмедиа.


Екатерина Василькова, опытный (дипломированный специалист) SMM  видит все недостатки насквозь и скоро будет "бодаться"

В программе: итоги переписи блогов - 2013 (Любовь Брюхова, Новоуральск), субъективные заметки об итогах Первого всероссийского конкурса блогов (Марина Ивашина, Екатеринбург), консультация по коммьюнити-менеджменту (Екатерина Василькова, Москва), иронические заметки об имидже библиотекаря в сети (Мария Микийчук, Саров), размышления о поисках и трудностях, «муках творчества и кризисе жанра» (Юлия Наталушко, Зеленогорск).  Что главное? Блогосфера продолжает расти количественно, всё больше переплетаясь с соцсетями, осваивая всё новые площадки, пробуя новые возможности. Сейчас в медиакомлексах библиотек: аккаунты в ВКонтакте, Твиттере, Фейсбуке,  Google+, Pinterest, Instagram, Tumbler, каналы YuoTube и Slideshare. Ведётся кросспостинг в режиме реального времени.


Мария Микийчук, участница всех трёх неконференций, первых двух - в виртуальной форме.
 Одержима новыми идеями. Ирония и талант идут рука об руку. Редкий дар!
От виртуальных представительств ожидают, что они станут работать на развитие реальных библиотек,  сделав продвижение в интернете частью маркетинговой,  и далее - общей стратегии библиотеки. Но оказывают ли они существенное  влияние на создание образа новой библиотеки?  Главная тема – «работы над ошибками» –  подбросила хворост в костёр возникших дискуссий. Почему идёт пробуксовка, нет интенсивного развития, выхода к читателям, сложившейся системы работы?
Частично ответы на вопросы прозвучали в выступлении «Рога зубра» (метафора на основе легенды о яде, превращающемся в волшебном роге зубра в чудодейственное лекарство, предложена Екатериной Васильковой), где были проанализированы конкретные кейсы, демонстрирующие просчёты библиотек в работе с целевыми аудиториями и создании контента, мешающие в достижении эффективности. Екатерина Василькова и Марина Ивашина «бодались», доказывая необходимость использования принципов  SMM – социального медиа маркетинга - профессионально.  Энтузиазма больше недостаточно, наступает время профессионалов.
Марина Волкова, издатель примкнувший к библиотечным блогерам.
 Папарацци,  постоянно ведущий репортажи в сети

  Скайп-конференция с Андреем Фёдоровым и Университетом Назарбаева в Астане подтвердила сделанные прежде выводы о недостатке профессионализма в работе Презентация книг:  Фёдоров А.О. Библиотечная блогосфера (М.: Пашков дом, 2013),   Фёдоров А.О., Юрик И.В. Как продвигать библиотеку в Твиттер (М.: Пашков дом, 2013) – серьёзная помощь в работе новичкам, осваивающим  сервисы. Новые аспекты возникли в результате общения с сотрудниками университета Назарбаева (Астана, Казахстан). Это молодой университет новой формации, ему 5 лет, преподавание ведётся преимущественно на английском языке. Библиотека университета в сетях (Фейсбук, Твиттер, ВКонтакте) недавно, но подход к работе совершенно иной. Никаких рефлексий и мук творчества, которыми страдают наши блогеры. Все процессы регламентированы документацией – положениями, инструкциями, работа по ним распределена между  5-ю специалистами, у которых это не единственная нагрузка. Возможно, этот вариант, который легализует соцмедиа в библиотеках, которые пока продолжают полуподпольное существование, и окажется эффективным. Только для многих творческих личностей такой путь не приемлем, как любая регламентация. 
Привычного  вебинара, где могли бы высказаться те, кто не смог приехать, а удалённые участники стать слушателями в режиме реального времени и задать в чате свои вопросы, не было. Но «блогеры-зубры», до сих пор обязательно участвовавшие либо в реальном, либо виртуальном режиме, - Мария Далецкая, Ирина Огнева, Татьяна Плохотник, чья жизнь вечный цейтнот, не могли остаться в стороне и выставили  на Фейсбуке своеобразный Манифест 3-х «Четыре вопроса для блогера», на которые сами же и ответили в группе неКонференции, сделав их своеобразными ориентирами для развития. Приведу вопросы полностью, чтобы каждый попытался ответить на них сам, поскольку однозначных ответов здесь быть не может: 1)какова перспектива библиотечных блогов, когда библиотекари перебираются в социальные сети; 2)несколько главных принципов деятельности в блоге и соцсетях – есть ли разница; 3)какие сервисы нужны для работы с коллегами, какие для работы с читателями; 4)чем виртуальные сервисы помогают в работе и в чём их недостатки?
Достижения. Продолжается экстенсивное развитие: количество библиотечных блогов, по данным переписи  (уже четвёртой по счёту) Любови Брюховой (Новоуральск), теперь 924,  увеличение по сравнению с прошлым годом на 287. Из них российских блогов – 600. Школьные библиотеки по-прежнему активнее других в блогах, их 234. Наиболее перспективны блоги-проекты. Идёт активное освоение новых сервисов, дополняющих возможности блогов и социальных сетей. На сайте Третьей неКонференции блогеров (http://neconference.ru/)  опубликована статья И. Огневой  (Арзамас) в соавторстве с О. Кудрявцевой О. (Днепропетровск) «Pinterest для библиотек».
 Марина Волкова, директор челябинского издательства, известный далеко за пределами Урала культуртрегер, не только вела  онлайн-репортажи в группе неКонференции на Фейсбуке, но и упорно на конкретных примерах продвигала идею главного назначения  сетей как площадки для подготовки и реализации реальных проектов библиотек. Она стала инициатором  нового блогерского проекта -  Автопробега «Километры и книгобайты», отправившегося в путь по городам Челябинской и Свердловской областей на следующий день после окончания неКонференции с миссией продвижения книжных проектов библиотек в соцмедиа. В экипаже отчаянного блогерского внедорожника, кроме Марины Волковой, водителя, фотографа, репортёра – Екатерина Василькова (Москва), Марина Мухамедьярова (Челябинск), Марина Ивашина (Екатеринбург).
Нерешённые проблемы. Ощутимого движения вперёд в блогерском движении  нет. Но для дальнейшего развития по-прежнему нужны обучающая «песочница» для новичков, а также площадка для постоянных встреч и организации совместных проектов.
Представительства библиотек в социальных медиа больше не напоминают интеллигентские кухни советских времён, где кипели бурные дискуссии о путях развития библиотек, как это было 5 лет назад.  Сегодня они больше похожи на производственные участки, где отлаживаются различные технологические процессы: продление книг, ответы на вопросы и подготовка массовых мероприятий, проведение различных опросов, выполнение виртуальных справок, консультации по выдаче электронных документов, проведение различных конкурсов и т.д.   Профессиональное сообщество пока не рассматривает библиотечные соцмедиа как значимое направление деятельности -  часть маркетинговой стратегии библиотеки. В большинстве случаев работа на этих виртуальных площадках ведётся на уровне любительства и за счёт энтузиазма увлечённых освоением новых технологий библиотечных специалистов. Документацию – положения и должностные инструкции - имеют единичные библиотеки (сейчас они собираются в группе неКонференции на Фейсбуке), рассматривающие соцмедиа как инструмент эффективной информационной политики. Новые ГОСТы, не позволяющие учитывать статистику посещений блогов и страниц в сетях в структуре общих посещений, не будут стимулировать дальнейшее развитие. Отсутствует серьёзная аналитика по этому направлению. Экстенсивное развитие  комплексов соцмедиа продолжается, но экспериментальная база по-прежнему незначительна. Поиски идентичности и связанные с этим процессом болезни роста неизбежны. Зарекомендуют ли себя библиотечные соцмедиа как важный инструмент в создании современной библиотеки нового типа? Пока до этого далеко. Выход видится в дальнейшей консолидации усилий специалистов для дальнейшего развития и легализации совместной деятельности на базе какой-либо структур (а лучше специального круглого стола) РБА.
Марина Мухамедьярова и Екатерина Василькова. Весь город как на ладони. На площадке Высоцкого

Вместо Эпилога. Помните эпиграф к роману Стругацких «Трудно быть богом»: «Ты должен сделать ДОБРО из ЗЛА, потому что больше его не из чего делать» (Р.П. Уоррен)?  Трудно выстроить  новую эффективную виртуальную медиа-систему, работающую на  развитие современных  библиотек в реале, из небольших разрозненных, часто весьма несовершенных, самодеятельных островков посреди культурного хаоса и энтропии. Но другого опыта у нас нет, и рано или поздно придётся это сделать.  Лучше как можно раньше.
Марина Вячеславовна Ивашина, Екатеринбург