Почему сегодня аудитории читающей молодёжи и посетителей библиотек не совпадают, напоминая расходящиеся вселенные? В массовом сознании инновационное поведение библиотеки ассоциируется именно с дальнейшим отходом её от книги и чтения. Неужели в  условиях электронного нашествия библиотеки исчерпали свои возможности лидеров в мире книг и чтения, утратили способности быть интересными читающей публике  и будут черпать вдохновение в рукоделии, зрелищах и дансинге? Метафоры "точка бифуркации" и "эффект бабочки", на мой взгляд, помогают понять ситуацию и найти варианты решения, необходимые для того, чтобы библиотека осталась всё-таки ГАЛАКТИКОЙ ЧТЕНИЯ в любых формах. Далее моя статья: Ивашина М.В. Точка бифуркации: к новым читательским практикам через КНИГУРУ//Кризис чтения: энергия преодоления : сб науч.-практ. материалов /Ред-сост. В.Я. Аскарова. - МЦБС. - С.201-216.
|  | 
| Танцы в библиотеке //http://ok-inform.ru/photoarchive/tanbib/tantsy-v-biblioteke-1-4053.html | 
Усилившаяся
экспансия электронных изданий в книжное пространство, когда-то безраздельно считавшееся
Галактикой Гуттенберга, заставляет муниципальные и детско-юношеские библиотеки (вузовские
и научные новые смыслы  уже нашли, стремительно
освоив необходимые функции в электронном пространстве) точнее определить своё
место в изменившемся мире. Одни держат оборону, придумывая всё более
увлекательные формы для работы с традиционными книжными изданиями, другие,
чтобы удержать интерес публики (не обязательно читающей) разрабатывают смежные
нивы от обучения танцам, организации рок-концертов до разнообразнейших
мастер-классов hand-made по декупажу, квиллингу, бисероплетению и т.д. Именно в
этой сфере библиотекари особенно охотно фонтанируют идеями, с энтузиазмом
занимаясь «разбиблиотечиванием» (термин, введённый профессором А.В. Соколовым и
подхваченный профессиональным сообществом) - 
процессом ярким и радостным, несравнимо более интересным, по их мнению,
чем чтение, неизбежно связанное с 
интеллектуальными затратами – и читателей, и библиотекарей.  Лишь немногие держат марку,  не страшась необходимости не только тотального
переобучения, но и дальнейшей непрерывной учёбы, смены технологий и  моделей обслуживания. Они остаются
специалистами, экспертами, экспериментаторами в сфере чтения – традиционного и
электронного. Зачастую в массовом сознании инновационное поведение библиотеки
ассоциируется именно с дальнейшим отходом её от книги и чтения. Неужели в  условиях электронного нашествия библиотеки
исчерпали свои возможности лидеров в мире книг и чтения, утратили способности
быть интересными читающей публике  и
будут черпать вдохновение в рукоделии, зрелищах и дансинге? Неслучайно
аудитории читающей молодёжи и посетителей библиотек всё  больше не совпадают, напоминая параллельные
вселенные.
Электронное нашествие
Бумажные
книги сегодня – отнюдь не  «уходящая
натура», хотя электронные издания и  возможность для читателей работы в более
комфортном удалённом  и мобильном режимах,
 начинают радикально менять  традиционную практику  и модели чтения. Мир меняется гораздо быстрее,
чем библиотеки осознают своё место в 
нём. Библиотеки сейчас находятся в «точке
бифуркации»  (точке перелома - моменте времени, когда малейшее
стечение обстоятельств круто меняет жизнь, а небольшое воздействие приводит к
глобальным изменениям), напоминая витязя на распутье, делающего судьбоносный
выбор. Критическое состояние системы и «эффект бабочки» могут привести к тому,
что читатели книг (а не посетители мероприятий) и библиотеки пойдут разными
путями, как бы это не выглядело парадоксально.
Расширяется ассортимент книг, представленных
в электронном виде и рост их продаж  в мобильных
каналах.  Стоимость электронной книги в 4
раза дешевле печатного аналога. Тем не менее, пока доля сегмента электронных
книг  в России достигает всего 1%
книжного рынка (для сравнения, в США, например, 25%) в силу высокого  уровня  пиратства в Рунете: 80 - 90%. Реально е-книги
распространены значительно шире, к тому же эксперты ожидают большой скачок в
ближайшие годы. Сейчас в легальном доступе (платно и бесплатно) находится около
400 тыс. книг,  в  бесплатных нелегальных библиотеках (не
хочется называть их пиратскими, так как благодаря им множество читателей получают
возможность  прочесть необходимую книгу)
– значительно больше. 
По результатам исследования, в целом
семь из десяти жителей российских городов (70%) читают электронные книги, пока
наряду с традиционными книгами. Чаще всего книги в электронном виде  бесплатно скачивают в Интернете. Так поступают
92% россиян. Покупают электронный контент  на специализированных сайтах лишь 15% россиян.
Аудитория читателей электронных книг стремительно молодеет: сегодня средний
возраст людей, читающих электронные книги – от 18 до 34 лет [2]
Поскольку
молодое поколение помешано на гаджетах, и часто лишь через них можно привести
молодёжь к более традиционным вещам, наиболее адекватное сегодняшним
требованиям рынка предложение – это книга сразу в двух форматах. Складывается новая
форма мышления и восприятия книги. Поколение нового читателя видит книгу только
в совокупности разных форм. Поэтому книга очень теряет, если живет только в
печатной форме. Почему получили распространение литературные проекты, далеко не
самые талантливые, такие как, например, «Этногенез»? Потому что существуют
одновременно как отдельный сайт, приложение для IPad, IPhone, коммьюнити в
сетях, игры, оригинальные саундтреки, своё радио.  В молодёжных кругах завоевывает популярность
форма, обогащенная различными мультимедийными сервисами. 
Однако у муниципальных библиотек
отсутствует выработанная стратегия работы с электронными книгами и электронными
библиотеками, несмотря на востребованность услуги и наличия на
книжном поле  партнёров, которые могут
помочь библиотекам сохранить родовые функции. Инициативы компании Литрес и
Всероссийского конкурса Книгуру, адресованные библиотекам, наиболее значимы для
продвижения новых читательских практик, способных поддержать авторитет книжных
учреждений  в глазах  читающей молодёжной аудитории. 
Но библиотеки с большим трудом
принимают новые модели обслуживания и технологии в силу разных причин, в том
числе и нежелания менять не только систему работы в целом, и отдельные  привычные технологические цепочки, но,
главным образом, себя и собственные привычки. Немногие пока заинтересовались
недавно появившемся предложением компании 
Литрес, агрегатора, дистрибьютера и крупнейшего продавца лицензионных
книг в России и странах СНГ (58% книжного рынка) по организации бесплатной выдачи
читателям электронных текстов  на их
мобильные устройства (смартфоны, ридеры, планшеты) на абонементах библиотек. В
Литрес разработана  система «Библиотека»,
позволяющая библиотекам организовать бесплатную выдачу около 70 тыс. названий
книг. Для этого созданы специальные приложения. Книги выдаются на определённый
срок (2-3 недели) и после этого (если не продлены) стираются с устройств
читателей. Библиотека платит только за те книги, которые выдаются читателям,
поэтому при средней стоимости книги 80 руб. за 5 тыс. руб в год можно получить
60 экз. популярных электронных книг и горячих новинок, которые особенно
привлекают читателей абонементов.
Новые модели обслуживания
Какой видят современную библиотеку молодые читатели? В
Свердловской областной  библиотеке для
детей и юношества в 2011г., в преддверии неКонференции блогеров, был проведён
конкурс эссе «Я, социальные сети, библиотека». На конкурс за
месяц поступило более 80 работ 15-17-летних подростков из семи территорий
Свердловской области, которые высказали своё мнение о том, какой они видят
библиотеку в виртуальном пространстве. Получен интересный материал для
размышления, фактические рекомендации, как строить свою работу в социальных
сетях, как быть востребованными современными подростками. Вот несколько
принципиальных позиций, которые нельзя не учитывать при разработке стратегии
развития библиотеки. Подростки считают, что
•        
люди, читающие книги, всегда будут
управлять теми, кто смотрит TV
(но добавляют, что только читать мало, надо действовать, претворяя в жизнь
«правильные» идеи; а вот о том, какие из них «правильные», стоит обсудить в
«честных» дискуссиях);
•        
современная библиотека должна иметь
развитую медиаструктуру: электронный абонемент (который будет комплектоваться
новейшими электронными текстами и где можно закачать в свои мобильные
устройства и ридеры любые новинки), фонотеку с известными и новейшими произведениями
в чтении актёров, музыкальными произведениями по классике, блоги на разных
платформах, аккаунты в популярных социальных сетях, где можно задать вопросы
писателям, получить рекомендации от профессионалов и сверстников, обсудить
книги, и где можно совместно делать вики-проекты, 
•        
переход библиотек в электронный формат
необходим лишь частично, нужны реальные площадки библиотеки, где могут собираться
«братья по разуму» для общения и обмена идеями, можно получить советы «что
читать» и встретиться с писателями и интересными людьми, а также  останется часть традиционных книг –
художественных эксклюзивных изданий, памятников истории и культуры. 
Не стоит недооценивать
современных тинейджеров, об интеллектуальной дремучести и эмоциональной
неразвитости  которых скорбят современные
педагоги на страницах профессиональной печати. Во многих смыслах они
оказываются мудрее градоначальников и чиновников от культуры, предлагая свою
(очень целесообразную) концепцию библиотеки, которую профессионалы также
стремятся смоделировать.  С эссе
победителей конкурса можно познакомиться в одном из блогов Свердловской
областной библиотеки для детей и юношества «Книжный микс» (http://bookmix-2011.blogspot.ru/2012/01/blog-post.html),
где размещаются  творческие работы
читателей [1]
Уже
не вызывает сомнения, что библиотека, идущая в ногу со временем и интересами
своих читателей, должна перестроить свою деятельность, включившись в работу с
электронными текстами        и организовав
свои интернет-представительства на различных платформах одновременно.
Библиотеки, чей стаж в соцмедиа исчисляется 4-5-мя годами (старожилы!),
полагают, что нельзя
работать в одной социальной сети эффективно, срабатывает лишь комплексный
подход к социальному маркетингу. В продвижении имиджа, книги, чтения,
организации общения библиотеки используют несколько сетей, позволяющих охватить
разные пользовательские сегменты. Безусловными
лидерами являются  ВКонтакте (23%),
Одноклассники (16,5%),  Мой мир (6,0%),
Facebook (3,8%), Twitter (1,5%), Google+
(0,3%).   Также  библиотеки ведут блоги в сетях LiveJornal
(2,4%), Blogger (1,1%), LiveInternet
(1,0%). Большинство современной молодежи имеет очень большую привязку к
социальным сетям. Так 84% российских школьников от 12 лет и студентов являются
аудиторией ВКонтакте. Это составляет
95% от школьников и студентов, имеющих доступ в Интернет. Поэтому библиотека,
работающая с молодежью, скорее всего найдет свою аудиторию ВКонтакте. [4]
Эти выводы
подтверждаются и недавно завершённым  исследованием
 «Чтение и новые читательские практики
«цифровых аборигенов» в контексте развития новой электронной среды», проведённым
Российской государственной детской библиотекой совместно с кафедрой
филологического образования Московского института открытого образования в
2011-2012 г.г.   Его данные  заставляют библиотекарей переосмыслить
процессы и тенденции в сфере чтения подростков и  как можно скорее перейти на новые модели
обслуживания. 
92% опрошенных подростков
читают в интернете самую различную информацию.  21% читают книги в электронных библиотеках. Новые
читательские практики подростков разнообразны: 42 % читают книги на экране
компьютера, 23% распечатывают книги из интернета, 21%  читают на мобильных устройствах (телефоне/коммуникаторе,
КПК, букридере, PSP, iPad, iPod), 1% использует аудиокниги. Интернет расширяет
возможности для общения подростков, и они активно их используют. 11–14-летние
подростки (77%) обсуждают интересующие их темы 
на различных площадках интернета, только 
6%  не общаются на сетевых
площадках. Самые популярные места общения – это социальные сети (86%).  Подростки предпочитают ВКонтакте, Одноклассники,
МойМир, Facebook. К блогам на различных платформах обращаются старшие подростки
(11%). 
Справедливо полагая, что рекомендации по чтению и
книгам, получаемые от сверстников, не всегда качественны, и они не имеют
представления о лучших книгах, библиотеки должны были бы придти к выводу не
только о необходимости увеличения количества профессиональных виртуальных
рекомендательных площадок, но и способах продвижения уже существующих,
например, сайтов, блогов, страниц в сетях библиотек, о которых большинство
читателей не имеет ни малейшего представления [3].
КНИГУРУ как образ жизни
Благодаря
КНИГУРУ, Всероссийскому конкурсу на лучшее произведение для детей и юношества, появившемуся
на свет 3 года назад, на наших глазах рождается новый опыт чтения – чтение подростками
электронных текстов в легальной библиотеке с компьютера и мобильных устройств,
различные приёмы работы с электронными текстами, общение ребят по поводу
прочитанного на сайте конкурса и в сетях, а также создание ими  собственных творческих работ. КНИГУРУ
непрерывно «обрастает» множеством дополнительных творческих элементов –  выездными фестивалями в регионы, где живут самые
активные участники, конкурсами (рецензий, видеороликов и буктрейлеров,
методических разработок), мастер-классами, сетевыми литературными дискуссиями
на сайте конкурса, в которых выбираются самые активные читатели, и эта
тенденция продолжается. Молодёжная читающая аудитория не только «лайкает,
комментит  и твитит», что способствует
хотя и не медийному взрыву, но продвижению информации о книгах и чтении силами
подростков, но и создаёт серьёзные творческие работы с индивидуальным стилем и
авторской позицией, в сравнении с которыми работы взрослых – библиотекарей и
педагогов, проигрывают. Создаётся не только целая система работы с электронными
текстами в библиотеке, но и новый стиль работы 
и жизни, в который,  к сожалению,
вписываются не все библиотеки. Очевидно, что вновь рождающийся опыт требует
нового методического обеспечения, и оно разрабатывается думающими и не
боящимися экспериментов библиотекарями.
Неизбежно приходится сравнивать
КНИГУРУ с другими российскими конкурсами, где мне повезло работать совсем
недавно в жюри или экспертных советах. Каждый из них можно рассматривать в
качестве «рычага прорыва» на одном из направлений деятельности: Первый
всероссийский конкурс  библиотечных
блогов (октябрь-декабрь 2012) и Первый всероссийский конкурс библиотечных
инноваций (октябрь-апрель 2013). Они стали хорошей школой для всех участников –
и для тех, кто хотел представить результаты своей творческой деятельности, и
для тех, кто хотел вписать их не только в широкую панораму гуманитарных
инициатив, но и перспективы дальнейшего 
развития духовной культуры нашего общества. Я сравнивала разработку  критериев оценки творческих работ, методы
работы экспертов и членов жюри, находящихся не только в разных городах, но и
странах, в закрытых группах сети Facebook или многоадресной электронной почте, дискуссии и  методы решения спорных вопросов при
составлении рейтингов, проведении on-line конференций с удалёнными участниками.
Во всех случаях Книгуру  удавалось быть
на высоте, интегрировав интеллектуальный авантюризм с современными технологиями.
Закулисье
Несмотря на
то, что у КНИГУРУ лёгкий весёлый нрав, принимающий иронию и игру, но не
приемлющий звериной серьёзности, он (он или она - КНИГУРА, как шутливо
обсуждалось в группе конкурса в сети Facebook) создан солидными
учредителями для реализации важных целей. Конкурс учреждён Федеральным
агентством по печати и массовым коммуникациям и Центром поддержки отечественной
словесности для поиска новых литературных произведений, которые бы адекватно
отражали современный мир, переживания и проблемы современных подростков.
Старший родственник КНИГУРУ –    Российская
национальная литературная премия «Большая книга».
Конкурс приобретает всё
большую известность, на него поступило 678 произведений разных жанров из 66
регионов России и 13 зарубежных стран, в том числе из Франции, Испании,
Великобритании, Чехии, Португалии. Большинство из них – рукописи, изданных книг
всего 6. Выбрать   сначала 30 для
длинного списка, а  затем 15 для короткого
из 678 рукописей - задача экспертного совета, куда вошли  профессиональные читатели и аналитики, люди с
литературным даром и чувством слова.
 Координатор  конкурса «Книгуру» -
известный критик-экстремал и яркий талантливый человек, Ксения
Молдавская.  Эксперты: суровые, но справедливые, литературные
критики  (которых мы увлечённо читаем, хотя не всегда соглашаемся) Мария
Порядина и Евгения Шафферт,  любимые
детские писатели Ая Эн (автор вызвавшего яростные споры романа «Библия  в
SMS- ках, а до этого «Сказки Синего сумрака» и «Коронный номер тысячелетия»),
Дина Сабитова («Цирк в шкатулке», «Где нет зимы»), Николай Назаркин
(«Изумрудная рыбка», «Мандариновые острова»), ну и  бывалые детские библиотекари Татьяна Рудишина
(ЦГДБ им. А. Гайдара), Лариса Четверикова (РГДБ), смею отнести к таковым и
себя. 
Время работы в
экспертном совете – обсуждение рукописей и читательских работ, споры,
составление рецензий и рейтингов, множество предложений по усовершенствованию
технологий подведения итогов и работы сайта, собственная страничка в Википедии
(http://ru.wikipedia.org/wiki/книгуру),
 а потом ежедневное
присутствие на дискуссионных площадках произведений шорт-листа, где рождалось
коллективное мнение участников детского жюри – это «маленькая жизнь» в  особом интеллектуальном братстве, наделённом
энергетической силой пассионариев, идущих вперёд.
Читатели: новые роли и ожидания
С
подросткового возраста рекомендации сверстников становятся самыми значимыми.
Поэтому рекомендации детских экспертных групп особенно ценны для
формирования  круга  «независимого» чтения подростков. В России
уже несколько лет развивалась практика создания детских жюри при вручении
премий детским книгам. Но только в КНИГУРУ оно обрело полную, абсолютную
власть, правда, действуя в рамках установленных правил. Детское жюри имело
собственную позицию при недолгой (2005 – 2008 гг.), но заметной  и яркой деятельности Национальной детской
литературной премии  «Заветная мечта».
Был отмечен случай, когда эта позиция – выбор светлой жизнерадостной книги Д.
Сабитовой «Цирк в шкатулке» решительно не совпала с выбором «взрослого» жюри,
отдавшего предпочтение  мрачной
фантасмагории И. Боровикова «Горожане Солнца». Тогда   первое место решили не присуждать, а спорные
авторы поделили второе место. 
Идея
самостоятельного выбора читателями детьми лучших книг была реализована также в
деятельности Всероссийского Детского читательского жюри в марте 2007 года. В
этом колоссальном эксперименте участвовало 500 детских и школьных библиотек,
25 000 читателей, 7 регионов России.   
В результате обсуждения и голосования были названы лучшие книги для
подростков, изданные  за последние 2 года.
Выбранные ребятами книги, выводят их на серьёзный разговор о том, что с ними
происходит в жизни. Среди победителей книги А. Гиваргизова, В. Воскобойникова,
А. Тор. А ведь книготорговцы изначально считали 
их непродаваемыми. 
Национальный конкурс
книг для подростков КНИГУРУ пошёл дальше. Жюри здесь ТОЛЬКО ДЕТСКОЕ, в
работе  используется технология
интернет-голосования. Пятнадцать  произведений, отобранных экспертным советом в
шорт-лист, выставляются на сайте «Книгуру.рФ», и здесь-то и начинается самое
интересное – общение по поводу прочитанного в литературных тусовках,
создающихся на площадках комментариев произведений. Чтобы стать членом
жюри,  подросток 10 - 16 лет,  зарегистрировавшись на сайте,  должен прочитать не менее 5 книг и оставить
на них  развёрнутые отзывы. Можно также
остаться просто в литературной тусовке, обсуждая понравившиеся книги.
Достаточен ли  жизненный (и литературный) опыт и культурный
слой подростков для того, чтобы 
самостоятельно, без участия взрослых оценить  литературные произведения, часто достаточно
сложные, требующие глубокой интеллектуальной работы? Расчёт сделан на то, чтобы
 помочь разгореться обсуждению
произведения, в ходе которого и должны были проясниться многие сложные вопросы
и прийти понимание.
 С самого начала в фаворитах оказались
проблемные реалистические тексты школьной повести о дружбе, любви и
предательстве, сложностях взаимоотношений со сверстниками и взрослыми,
враждебности мира взрослых и трудностях взросления: И.Лукьянова «Стеклянный
шарик», Н. Дашевская «Скрипка неизвестного мастера», Т.Корниенко «Crazy»,
Ю.Кузнецова «Где папа?»  А. Ремез
«12-15».  К тому же это половина всех
текстов шорт-листа. Ситуация вполне объяснима, так как долгие годы жанр
школьной повести напрочь отсутствовал в 
детской литературе, и проблемы повседневной жизни подростков, часто
острые и болезненные,  в литературе, где
преобладали жанры магического реализма, не отражались, хотя были востребованы.
К моим фаворитам, сложным социальным романам с фантастическими элементами,
самобытным стилем, трудными для осмысления проблемами – повестям С. Лавровой
«Куда скачет петушиная лошадь?» и Владимира Аренева «Душница», ребята
подобрались не сразу, им потребовалось время. Судя по глубоким замечаниям,
ребята разобрались! Хотя я и передвинула бы В. Аренева на одну позицию вверх –
с третьего на второе место, но решение жюри – закон!
Как организовать
приключение?
КНИГУРУ – это
не только конкурс литературных произведений для подростков. Постепенно он
обрастает новыми читательскими конкурсами для детей и взрослых, а в будущем,
возможно, возникнут и виртуальные мастер-классы критиков, сценаристов,  режиссёров и операторов буктрейлеров. По
крайней мере, такая необходимость уже возникла. В пространстве КНИГУРУ
создаётся целая система работы с 
электронной книгой в мультиформатной среде. Именно это помогает
подогревать интерес к конкурсу и расширять круг его участников. 
Талантливые
библиотекари понимают, что КНИГУРУ 
становится ещё одним рычагом, с помощью которого можно заинтересовать
библиотекой. Если, конечно, суметь представить это как авантюру и очередное
книжное приключение, а не задание на оценку: проверю, не выполнишь – двойка!
Ведь подготовка буктрейлера по книге вполне может объединить творческую группу,
где у всех разные способности и владение технологиями, и стать таким
приключением. И к написанию рецензии можно подойти без звериной серьёзности и
сделать интересным делом. Именно такой опыт представили нам победители
конкурсов видеороликов и рецензий. Как ни горько, надо сознаться, что  работы подростков выглядели намного
интереснее, чем  взрослых  - библиотекарей и педагогов, где буктрейлер –
это нарезка картинок без оригинальной идеи и авторского замысла, а рецензия –
рассказ о том, чему учит книга.
Лучшие рецензии подростков написаны легко, свободно, индивидуальным
неповторимым стилем людьми, получающими удовольствие от чтения. Их авторы
anya_archer (Анна Кондратьева, лицей СУНЦ, г. Екатеринбург) и evgen (Евгений
Журавель, г. Москва).  
Нам известно,
что читающие подростки и читатели библиотек – величины не совпадающие. Многие
читающие ребята не понимают, зачем им библиотеки, а некоторые детские
библиотекари не могут взять в толк, зачем им КНИГУРУ. Необходимо помочь
встретиться читающим подросткам и КНИГУРУ. Лучше это сделать в библиотеке.  И хотя молодые библиотекари одной из екатеринбургских
библиотек упрямо считают, что дети  не хотят читать электронные издания, им нужны только печатные книги (см.  приведённые выше данные исследований,
позволяющие усомниться в этом утверждении), библиотекари минских детских
библиотек предлагают интересные решения, чтобы заинтересовать подростков.
Они  включили в 
свой фонд книги Книгуру, сделав это современно, используя технологию
QR-код, удобную и понятную своим читателям. Они разместили на стенах и
стеллажах ссылки на тексты произведений из шорт-листа, а рядом в виде воблеров
(рекламные носители в виде подвески на гибкой ножке) короткие аннотации.
Подросток читает аннотацию, сканирует QR-код и может читать прямо с
телефона.  «Или  сканирует, а потом разбирается, куда он
попал… На гору ведёт множество дорог», - полагают они, подобно мудрецам. Кроме
того, они организовали обратную связь с читателями, которую считают
необходимой: здесь и табличка «можно лайкнуть», которая указывает на место с
кодами, и вопросы по книгам, ответив на которые можно получить стикер – знак,
который используется в сетях для «лайков», его можно приклеить  вниз или вверх в зависимости от оценки
произведения. У них множество идей, способных увлечь участием в конкурсе. Во
всяком случае, стоит заглянуть в раздел «Изба-читальня» блога  «Детские библиотеки Минска» (http://childbibl.blog.tut.by/2013/03/14/kniguru-3-sezon/#more-851)
Что дальше?
На мой взгляд, КНИГУРУ сегодня может
считаться «законодателем мод» в продвижении особого творческого образа жизни,
где главное – находиться в движении, меняться, быть актуальным, расширять
контакты, осваивать новые практики и форматы.
 10
апреля 2013 г. стартовал новый 4-й сезон Всероссийского конкурса КНИГУРУ.
Ворвавшись 3 года назад в нашу жизнь, он заставил многое пересмотреть и
изменить в практике работы библиотеки с тинейджерами. Не у всех получилось, как
было задумано. Но, может быть, стоит взглянуть более внимательно на то, к чему
привыкли, пересмотреть традиционные модели обслуживания и сдуть пыль веков с
каких-то устаревших представлений. Именно этот конкурс, живой, интерактивный,
поможет библиотеке вписаться в современные тренды – стать «третьим местом»
(после дома и школы), где спорят и находят «братьев по разуму», учатся новым
технологиям, участвуют в конкурсах творческих работ,  а также стать частью мультиформатной среды,
где не только можно скачать на своё мобильное устройство  литературную новинку из вполне легальной
электронной  библиотеки, но и создать собственный
буктрейлер по мотивам понравившегося произведения. И главное – неугомонный
КНИГУРУ постоянно побуждает и взрослых, и детей учиться и обновлять свои знания
в области коммуникативных практик –  не
только читать, но и осваивать социальные медиа для обмена мнениями по поводу
прочитанного, изучать новые мультимедийные форматы и сервисы для подготовки
творческих работ по понравившимся книгам. 
«Эффект
бабочки»
КНИГУРУ становится
драйвером изменений не только в литературной ситуации, открывая новые
имена,  темы и проблемы, но и расширяет
сферу влияния, побуждая  и взрослых и детей
– лидеров чтения,  к большей активности и
поиску новых организационных и технологических возможностей для этих целей. Не
все готовы работать по предлагаемым моделям. В конце концов, КНИГУРУ – всего
лишь один из нескольких десятков конкурсов. Сотни библиотек и тысячи читателей
никогда не слышали о нём. Сработает ли «эффект бабочки» (эффект, при котором
незначительное влияние может иметь большие последствия, суть которого можно
выразить лаконично: изменишь одно – изменится всё), повлечёт ли взмах крыла переход
в другое состояние – современную востребованную читателями библиотеку? КНИГУРУ
удачно создаёт  активное интеллектуально
заряженное поле, в котором постепенно происходят неизбежные изменения. Но
существуют ещё сотни проектов, которые могут сыграть ту же роль для библиотек,
находящихся в «точке бифуркации».
Необходимо лишь сделать свой выбор на распутье.
Литература:
1.Ивашина, М.В. Преодолеваем крутые
повороты, или Зачем  нужны сверхскорости
// Библиотека в школе. – 2012. - № 9. – С.20 - 26.
2.Книжный рынок России. Состояние,
тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад / под общей ред. В.В.
Григорьева; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;
Управление периодической печати, книгоиздания и полиграфии. – М. : 2013. – С.
67-77.
3.Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Материалы
социологического исследования / Cост. В. П. Чудинова. – М.: Межрегиональный
центр библиотечного сотрудничества, 2012. – 144 с.
4.Шибаева Е.А.
Книжный маркетинг в социальных медиа // Медиатека и Мир. - 2013. - № 1. - С.
7-13.
Марина
Вячеславовна Ивашина,  эксперт
Всероссийского конкурса «Книгуру», специальный корреспондент журнала
«Библиотека в школе», г. Екатеринбург
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий