"Я слышал, что жизнь неплохая штука, но я предпочитаю чтение"
Л.П.Смит

пятница, 31 января 2014 г.

Точка бифуркации: к новым читательским практикам через КНИГУРУ

Почему сегодня аудитории читающей молодёжи и посетителей библиотек не совпадают, напоминая расходящиеся вселенные? В массовом сознании инновационное поведение библиотеки ассоциируется именно с дальнейшим отходом её от книги и чтения. Неужели в  условиях электронного нашествия библиотеки исчерпали свои возможности лидеров в мире книг и чтения, утратили способности быть интересными читающей публике  и будут черпать вдохновение в рукоделии, зрелищах и дансинге? Метафоры "точка бифуркации" и "эффект бабочки", на мой взгляд, помогают понять ситуацию и найти варианты решения, необходимые для того, чтобы библиотека осталась всё-таки ГАЛАКТИКОЙ ЧТЕНИЯ в любых формах. Далее моя статья: Ивашина М.В. Точка бифуркации: к новым читательским практикам через КНИГУРУ//Кризис чтения: энергия преодоления : сб науч.-практ. материалов /Ред-сост. В.Я. Аскарова. - МЦБС. - С.201-216.

Танцы в библиотеке //http://ok-inform.ru/photoarchive/tanbib/tantsy-v-biblioteke-1-4053.html

Далее
Усилившаяся экспансия электронных изданий в книжное пространство, когда-то безраздельно считавшееся Галактикой Гуттенберга, заставляет муниципальные и детско-юношеские библиотеки (вузовские и научные новые смыслы  уже нашли, стремительно освоив необходимые функции в электронном пространстве) точнее определить своё место в изменившемся мире. Одни держат оборону, придумывая всё более увлекательные формы для работы с традиционными книжными изданиями, другие, чтобы удержать интерес публики (не обязательно читающей) разрабатывают смежные нивы от обучения танцам, организации рок-концертов до разнообразнейших мастер-классов hand-made по декупажу, квиллингу, бисероплетению и т.д. Именно в этой сфере библиотекари особенно охотно фонтанируют идеями, с энтузиазмом занимаясь «разбиблиотечиванием» (термин, введённый профессором А.В. Соколовым и подхваченный профессиональным сообществом) -  процессом ярким и радостным, несравнимо более интересным, по их мнению, чем чтение, неизбежно связанное с  интеллектуальными затратами – и читателей, и библиотекарей.  Лишь немногие держат марку,  не страшась необходимости не только тотального переобучения, но и дальнейшей непрерывной учёбы, смены технологий и  моделей обслуживания. Они остаются специалистами, экспертами, экспериментаторами в сфере чтения – традиционного и электронного. Зачастую в массовом сознании инновационное поведение библиотеки ассоциируется именно с дальнейшим отходом её от книги и чтения. Неужели в  условиях электронного нашествия библиотеки исчерпали свои возможности лидеров в мире книг и чтения, утратили способности быть интересными читающей публике  и будут черпать вдохновение в рукоделии, зрелищах и дансинге? Неслучайно аудитории читающей молодёжи и посетителей библиотек всё  больше не совпадают, напоминая параллельные вселенные.

Электронное нашествие
Бумажные книги сегодня – отнюдь не  «уходящая натура», хотя электронные издания и  возможность для читателей работы в более комфортном удалённом  и мобильном режимах,  начинают радикально менять  традиционную практику  и модели чтения. Мир меняется гораздо быстрее, чем библиотеки осознают своё место в  нём. Библиотеки сейчас находятся в «точке бифуркации»  (точке перелома - моменте времени, когда малейшее стечение обстоятельств круто меняет жизнь, а небольшое воздействие приводит к глобальным изменениям), напоминая витязя на распутье, делающего судьбоносный выбор. Критическое состояние системы и «эффект бабочки» могут привести к тому, что читатели книг (а не посетители мероприятий) и библиотеки пойдут разными путями, как бы это не выглядело парадоксально.
Расширяется ассортимент книг, представленных в электронном виде и рост их продаж  в мобильных каналах.  Стоимость электронной книги в 4 раза дешевле печатного аналога. Тем не менее, пока доля сегмента электронных книг  в России достигает всего 1% книжного рынка (для сравнения, в США, например, 25%) в силу высокого  уровня  пиратства в Рунете: 80 - 90%. Реально е-книги распространены значительно шире, к тому же эксперты ожидают большой скачок в ближайшие годы. Сейчас в легальном доступе (платно и бесплатно) находится около 400 тыс. книг,  в  бесплатных нелегальных библиотеках (не хочется называть их пиратскими, так как благодаря им множество читателей получают возможность  прочесть необходимую книгу) – значительно больше.
По результатам исследования, в целом семь из десяти жителей российских городов (70%) читают электронные книги, пока наряду с традиционными книгами. Чаще всего книги в электронном виде  бесплатно скачивают в Интернете. Так поступают 92% россиян. Покупают электронный контент  на специализированных сайтах лишь 15% россиян. Аудитория читателей электронных книг стремительно молодеет: сегодня средний возраст людей, читающих электронные книги – от 18 до 34 лет [2]
Поскольку молодое поколение помешано на гаджетах, и часто лишь через них можно привести молодёжь к более традиционным вещам, наиболее адекватное сегодняшним требованиям рынка предложение – это книга сразу в двух форматах. Складывается новая форма мышления и восприятия книги. Поколение нового читателя видит книгу только в совокупности разных форм. Поэтому книга очень теряет, если живет только в печатной форме. Почему получили распространение литературные проекты, далеко не самые талантливые, такие как, например, «Этногенез»? Потому что существуют одновременно как отдельный сайт, приложение для IPad, IPhone, коммьюнити в сетях, игры, оригинальные саундтреки, своё радио.  В молодёжных кругах завоевывает популярность форма, обогащенная различными мультимедийными сервисами.
Однако у муниципальных библиотек отсутствует выработанная стратегия работы с электронными книгами и электронными библиотеками, несмотря на востребованность услуги и наличия на книжном поле  партнёров, которые могут помочь библиотекам сохранить родовые функции. Инициативы компании Литрес и Всероссийского конкурса Книгуру, адресованные библиотекам, наиболее значимы для продвижения новых читательских практик, способных поддержать авторитет книжных учреждений  в глазах  читающей молодёжной аудитории.
Но библиотеки с большим трудом принимают новые модели обслуживания и технологии в силу разных причин, в том числе и нежелания менять не только систему работы в целом, и отдельные  привычные технологические цепочки, но, главным образом, себя и собственные привычки. Немногие пока заинтересовались недавно появившемся предложением компании  Литрес, агрегатора, дистрибьютера и крупнейшего продавца лицензионных книг в России и странах СНГ (58% книжного рынка) по организации бесплатной выдачи читателям электронных текстов  на их мобильные устройства (смартфоны, ридеры, планшеты) на абонементах библиотек. В Литрес разработана  система «Библиотека», позволяющая библиотекам организовать бесплатную выдачу около 70 тыс. названий книг. Для этого созданы специальные приложения. Книги выдаются на определённый срок (2-3 недели) и после этого (если не продлены) стираются с устройств читателей. Библиотека платит только за те книги, которые выдаются читателям, поэтому при средней стоимости книги 80 руб. за 5 тыс. руб в год можно получить 60 экз. популярных электронных книг и горячих новинок, которые особенно привлекают читателей абонементов.

Новые модели обслуживания
Какой видят современную библиотеку молодые читатели? В Свердловской областной  библиотеке для детей и юношества в 2011г., в преддверии неКонференции блогеров, был проведён конкурс эссе «Я, социальные сети, библиотека». На конкурс за месяц поступило более 80 работ 15-17-летних подростков из семи территорий Свердловской области, которые высказали своё мнение о том, какой они видят библиотеку в виртуальном пространстве. Получен интересный материал для размышления, фактические рекомендации, как строить свою работу в социальных сетях, как быть востребованными современными подростками. Вот несколько принципиальных позиций, которые нельзя не учитывать при разработке стратегии развития библиотеки. Подростки считают, что
         люди, читающие книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит TV (но добавляют, что только читать мало, надо действовать, претворяя в жизнь «правильные» идеи; а вот о том, какие из них «правильные», стоит обсудить в «честных» дискуссиях);
         современная библиотека должна иметь развитую медиаструктуру: электронный абонемент (который будет комплектоваться новейшими электронными текстами и где можно закачать в свои мобильные устройства и ридеры любые новинки), фонотеку с известными и новейшими произведениями в чтении актёров, музыкальными произведениями по классике, блоги на разных платформах, аккаунты в популярных социальных сетях, где можно задать вопросы писателям, получить рекомендации от профессионалов и сверстников, обсудить книги, и где можно совместно делать вики-проекты,
         переход библиотек в электронный формат необходим лишь частично, нужны реальные площадки библиотеки, где могут собираться «братья по разуму» для общения и обмена идеями, можно получить советы «что читать» и встретиться с писателями и интересными людьми, а также  останется часть традиционных книг – художественных эксклюзивных изданий, памятников истории и культуры.
Не стоит недооценивать современных тинейджеров, об интеллектуальной дремучести и эмоциональной неразвитости  которых скорбят современные педагоги на страницах профессиональной печати. Во многих смыслах они оказываются мудрее градоначальников и чиновников от культуры, предлагая свою (очень целесообразную) концепцию библиотеки, которую профессионалы также стремятся смоделировать.  С эссе победителей конкурса можно познакомиться в одном из блогов Свердловской областной библиотеки для детей и юношества «Книжный микс» (http://bookmix-2011.blogspot.ru/2012/01/blog-post.html), где размещаются  творческие работы читателей [1]
Уже не вызывает сомнения, что библиотека, идущая в ногу со временем и интересами своих читателей, должна перестроить свою деятельность, включившись в работу с электронными текстами        и организовав свои интернет-представительства на различных платформах одновременно. Библиотеки, чей стаж в соцмедиа исчисляется 4-5-мя годами (старожилы!), полагают, что нельзя работать в одной социальной сети эффективно, срабатывает лишь комплексный подход к социальному маркетингу. В продвижении имиджа, книги, чтения, организации общения библиотеки используют несколько сетей, позволяющих охватить разные пользовательские сегменты. Безусловными лидерами являются  ВКонтакте (23%), Одноклассники (16,5%),  Мой мир (6,0%), Facebook (3,8%), Twitter (1,5%), Google+ (0,3%).   Также  библиотеки ведут блоги в сетях LiveJornal (2,4%), Blogger (1,1%), LiveInternet (1,0%). Большинство современной молодежи имеет очень большую привязку к социальным сетям. Так 84% российских школьников от 12 лет и студентов являются аудиторией ВКонтакте. Это составляет 95% от школьников и студентов, имеющих доступ в Интернет. Поэтому библиотека, работающая с молодежью, скорее всего найдет свою аудиторию ВКонтакте. [4]
Эти выводы подтверждаются и недавно завершённым  исследованием  «Чтение и новые читательские практики «цифровых аборигенов» в контексте развития новой электронной среды», проведённым Российской государственной детской библиотекой совместно с кафедрой филологического образования Московского института открытого образования в 2011-2012 г.г.   Его данные  заставляют библиотекарей переосмыслить процессы и тенденции в сфере чтения подростков и  как можно скорее перейти на новые модели обслуживания.
92% опрошенных подростков читают в интернете самую различную информацию.  21% читают книги в электронных библиотеках. Новые читательские практики подростков разнообразны: 42 % читают книги на экране компьютера, 23% распечатывают книги из интернета, 21%  читают на мобильных устройствах (телефоне/коммуникаторе, КПК, букридере, PSP, iPad, iPod), 1% использует аудиокниги. Интернет расширяет возможности для общения подростков, и они активно их используют. 11–14-летние подростки (77%) обсуждают интересующие их темы  на различных площадках интернета, только  6%  не общаются на сетевых площадках. Самые популярные места общения – это социальные сети (86%).  Подростки предпочитают ВКонтакте, Одноклассники, МойМир, Facebook. К блогам на различных платформах обращаются старшие подростки (11%).
Справедливо полагая, что рекомендации по чтению и книгам, получаемые от сверстников, не всегда качественны, и они не имеют представления о лучших книгах, библиотеки должны были бы придти к выводу не только о необходимости увеличения количества профессиональных виртуальных рекомендательных площадок, но и способах продвижения уже существующих, например, сайтов, блогов, страниц в сетях библиотек, о которых большинство читателей не имеет ни малейшего представления [3].

КНИГУРУ как образ жизни
Благодаря КНИГУРУ, Всероссийскому конкурсу на лучшее произведение для детей и юношества, появившемуся на свет 3 года назад, на наших глазах рождается новый опыт чтения – чтение подростками электронных текстов в легальной библиотеке с компьютера и мобильных устройств, различные приёмы работы с электронными текстами, общение ребят по поводу прочитанного на сайте конкурса и в сетях, а также создание ими  собственных творческих работ. КНИГУРУ непрерывно «обрастает» множеством дополнительных творческих элементов –  выездными фестивалями в регионы, где живут самые активные участники, конкурсами (рецензий, видеороликов и буктрейлеров, методических разработок), мастер-классами, сетевыми литературными дискуссиями на сайте конкурса, в которых выбираются самые активные читатели, и эта тенденция продолжается. Молодёжная читающая аудитория не только «лайкает, комментит  и твитит», что способствует хотя и не медийному взрыву, но продвижению информации о книгах и чтении силами подростков, но и создаёт серьёзные творческие работы с индивидуальным стилем и авторской позицией, в сравнении с которыми работы взрослых – библиотекарей и педагогов, проигрывают. Создаётся не только целая система работы с электронными текстами в библиотеке, но и новый стиль работы  и жизни, в который,  к сожалению, вписываются не все библиотеки. Очевидно, что вновь рождающийся опыт требует нового методического обеспечения, и оно разрабатывается думающими и не боящимися экспериментов библиотекарями.
Неизбежно приходится сравнивать КНИГУРУ с другими российскими конкурсами, где мне повезло работать совсем недавно в жюри или экспертных советах. Каждый из них можно рассматривать в качестве «рычага прорыва» на одном из направлений деятельности: Первый всероссийский конкурс  библиотечных блогов (октябрь-декабрь 2012) и Первый всероссийский конкурс библиотечных инноваций (октябрь-апрель 2013). Они стали хорошей школой для всех участников – и для тех, кто хотел представить результаты своей творческой деятельности, и для тех, кто хотел вписать их не только в широкую панораму гуманитарных инициатив, но и перспективы дальнейшего  развития духовной культуры нашего общества. Я сравнивала разработку  критериев оценки творческих работ, методы работы экспертов и членов жюри, находящихся не только в разных городах, но и странах, в закрытых группах сети Facebook или многоадресной электронной почте, дискуссии и  методы решения спорных вопросов при составлении рейтингов, проведении on-line конференций с удалёнными участниками. Во всех случаях Книгуру  удавалось быть на высоте, интегрировав интеллектуальный авантюризм с современными технологиями.

Закулисье
Несмотря на то, что у КНИГУРУ лёгкий весёлый нрав, принимающий иронию и игру, но не приемлющий звериной серьёзности, он (он или она - КНИГУРА, как шутливо обсуждалось в группе конкурса в сети Facebook) создан солидными учредителями для реализации важных целей. Конкурс учреждён Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Центром поддержки отечественной словесности для поиска новых литературных произведений, которые бы адекватно отражали современный мир, переживания и проблемы современных подростков. Старший родственник КНИГУРУ –    Российская национальная литературная премия «Большая книга».
Конкурс приобретает всё большую известность, на него поступило 678 произведений разных жанров из 66 регионов России и 13 зарубежных стран, в том числе из Франции, Испании, Великобритании, Чехии, Португалии. Большинство из них – рукописи, изданных книг всего 6. Выбрать   сначала 30 для длинного списка, а  затем 15 для короткого из 678 рукописей - задача экспертного совета, куда вошли  профессиональные читатели и аналитики, люди с литературным даром и чувством слова.
 Координатор  конкурса «Книгуру» - известный критик-экстремал и яркий талантливый человек, Ксения Молдавская.  Эксперты: суровые, но справедливые, литературные критики  (которых мы увлечённо читаем, хотя не всегда соглашаемся) Мария Порядина и Евгения Шафферт,  любимые детские писатели Ая Эн (автор вызвавшего яростные споры романа «Библия  в SMS- ках, а до этого «Сказки Синего сумрака» и «Коронный номер тысячелетия»), Дина Сабитова («Цирк в шкатулке», «Где нет зимы»), Николай Назаркин («Изумрудная рыбка», «Мандариновые острова»), ну и  бывалые детские библиотекари Татьяна Рудишина (ЦГДБ им. А. Гайдара), Лариса Четверикова (РГДБ), смею отнести к таковым и себя.
Время работы в экспертном совете – обсуждение рукописей и читательских работ, споры, составление рецензий и рейтингов, множество предложений по усовершенствованию технологий подведения итогов и работы сайта, собственная страничка в Википедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/книгуру),  а потом ежедневное присутствие на дискуссионных площадках произведений шорт-листа, где рождалось коллективное мнение участников детского жюри – это «маленькая жизнь» в  особом интеллектуальном братстве, наделённом энергетической силой пассионариев, идущих вперёд.

Читатели: новые роли и ожидания
С подросткового возраста рекомендации сверстников становятся самыми значимыми. Поэтому рекомендации детских экспертных групп особенно ценны для формирования  круга  «независимого» чтения подростков. В России уже несколько лет развивалась практика создания детских жюри при вручении премий детским книгам. Но только в КНИГУРУ оно обрело полную, абсолютную власть, правда, действуя в рамках установленных правил. Детское жюри имело собственную позицию при недолгой (2005 – 2008 гг.), но заметной  и яркой деятельности Национальной детской литературной премии  «Заветная мечта». Был отмечен случай, когда эта позиция – выбор светлой жизнерадостной книги Д. Сабитовой «Цирк в шкатулке» решительно не совпала с выбором «взрослого» жюри, отдавшего предпочтение  мрачной фантасмагории И. Боровикова «Горожане Солнца». Тогда   первое место решили не присуждать, а спорные авторы поделили второе место.
Идея самостоятельного выбора читателями детьми лучших книг была реализована также в деятельности Всероссийского Детского читательского жюри в марте 2007 года. В этом колоссальном эксперименте участвовало 500 детских и школьных библиотек, 25 000 читателей, 7 регионов России.    В результате обсуждения и голосования были названы лучшие книги для подростков, изданные  за последние 2 года. Выбранные ребятами книги, выводят их на серьёзный разговор о том, что с ними происходит в жизни. Среди победителей книги А. Гиваргизова, В. Воскобойникова, А. Тор. А ведь книготорговцы изначально считали  их непродаваемыми.
Национальный конкурс книг для подростков КНИГУРУ пошёл дальше. Жюри здесь ТОЛЬКО ДЕТСКОЕ, в работе  используется технология интернет-голосования. Пятнадцать  произведений, отобранных экспертным советом в шорт-лист, выставляются на сайте «Книгуру.рФ», и здесь-то и начинается самое интересное – общение по поводу прочитанного в литературных тусовках, создающихся на площадках комментариев произведений. Чтобы стать членом жюри,  подросток 10 - 16 лет,  зарегистрировавшись на сайте,  должен прочитать не менее 5 книг и оставить на них  развёрнутые отзывы. Можно также остаться просто в литературной тусовке, обсуждая понравившиеся книги.
Достаточен ли  жизненный (и литературный) опыт и культурный слой подростков для того, чтобы  самостоятельно, без участия взрослых оценить  литературные произведения, часто достаточно сложные, требующие глубокой интеллектуальной работы? Расчёт сделан на то, чтобы  помочь разгореться обсуждению произведения, в ходе которого и должны были проясниться многие сложные вопросы и прийти понимание.
 С самого начала в фаворитах оказались проблемные реалистические тексты школьной повести о дружбе, любви и предательстве, сложностях взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, враждебности мира взрослых и трудностях взросления: И.Лукьянова «Стеклянный шарик», Н. Дашевская «Скрипка неизвестного мастера», Т.Корниенко «Crazy», Ю.Кузнецова «Где папа?»  А. Ремез «12-15».  К тому же это половина всех текстов шорт-листа. Ситуация вполне объяснима, так как долгие годы жанр школьной повести напрочь отсутствовал в  детской литературе, и проблемы повседневной жизни подростков, часто острые и болезненные,  в литературе, где преобладали жанры магического реализма, не отражались, хотя были востребованы. К моим фаворитам, сложным социальным романам с фантастическими элементами, самобытным стилем, трудными для осмысления проблемами – повестям С. Лавровой «Куда скачет петушиная лошадь?» и Владимира Аренева «Душница», ребята подобрались не сразу, им потребовалось время. Судя по глубоким замечаниям, ребята разобрались! Хотя я и передвинула бы В. Аренева на одну позицию вверх – с третьего на второе место, но решение жюри – закон!

Как организовать приключение?
КНИГУРУ – это не только конкурс литературных произведений для подростков. Постепенно он обрастает новыми читательскими конкурсами для детей и взрослых, а в будущем, возможно, возникнут и виртуальные мастер-классы критиков, сценаристов,  режиссёров и операторов буктрейлеров. По крайней мере, такая необходимость уже возникла. В пространстве КНИГУРУ создаётся целая система работы с  электронной книгой в мультиформатной среде. Именно это помогает подогревать интерес к конкурсу и расширять круг его участников.
Талантливые библиотекари понимают, что КНИГУРУ  становится ещё одним рычагом, с помощью которого можно заинтересовать библиотекой. Если, конечно, суметь представить это как авантюру и очередное книжное приключение, а не задание на оценку: проверю, не выполнишь – двойка! Ведь подготовка буктрейлера по книге вполне может объединить творческую группу, где у всех разные способности и владение технологиями, и стать таким приключением. И к написанию рецензии можно подойти без звериной серьёзности и сделать интересным делом. Именно такой опыт представили нам победители конкурсов видеороликов и рецензий. Как ни горько, надо сознаться, что  работы подростков выглядели намного интереснее, чем  взрослых  - библиотекарей и педагогов, где буктрейлер – это нарезка картинок без оригинальной идеи и авторского замысла, а рецензия – рассказ о том, чему учит книга. Лучшие рецензии подростков написаны легко, свободно, индивидуальным неповторимым стилем людьми, получающими удовольствие от чтения. Их авторы anya_archer (Анна Кондратьева, лицей СУНЦ, г. Екатеринбург) и evgen (Евгений Журавель, г. Москва).  
Нам известно, что читающие подростки и читатели библиотек – величины не совпадающие. Многие читающие ребята не понимают, зачем им библиотеки, а некоторые детские библиотекари не могут взять в толк, зачем им КНИГУРУ. Необходимо помочь встретиться читающим подросткам и КНИГУРУ. Лучше это сделать в библиотеке.  И хотя молодые библиотекари одной из екатеринбургских библиотек упрямо считают, что дети  не хотят читать электронные издания, им нужны только печатные книги (см.  приведённые выше данные исследований, позволяющие усомниться в этом утверждении), библиотекари минских детских библиотек предлагают интересные решения, чтобы заинтересовать подростков.
Они  включили в  свой фонд книги Книгуру, сделав это современно, используя технологию QR-код, удобную и понятную своим читателям. Они разместили на стенах и стеллажах ссылки на тексты произведений из шорт-листа, а рядом в виде воблеров (рекламные носители в виде подвески на гибкой ножке) короткие аннотации. Подросток читает аннотацию, сканирует QR-код и может читать прямо с телефона.  «Или  сканирует, а потом разбирается, куда он попал… На гору ведёт множество дорог», - полагают они, подобно мудрецам. Кроме того, они организовали обратную связь с читателями, которую считают необходимой: здесь и табличка «можно лайкнуть», которая указывает на место с кодами, и вопросы по книгам, ответив на которые можно получить стикер – знак, который используется в сетях для «лайков», его можно приклеить  вниз или вверх в зависимости от оценки произведения. У них множество идей, способных увлечь участием в конкурсе. Во всяком случае, стоит заглянуть в раздел «Изба-читальня» блога  «Детские библиотеки Минска» (http://childbibl.blog.tut.by/2013/03/14/kniguru-3-sezon/#more-851)

Что дальше?
На мой взгляд, КНИГУРУ сегодня может считаться «законодателем мод» в продвижении особого творческого образа жизни, где главное – находиться в движении, меняться, быть актуальным, расширять контакты, осваивать новые практики и форматы.
 10 апреля 2013 г. стартовал новый 4-й сезон Всероссийского конкурса КНИГУРУ. Ворвавшись 3 года назад в нашу жизнь, он заставил многое пересмотреть и изменить в практике работы библиотеки с тинейджерами. Не у всех получилось, как было задумано. Но, может быть, стоит взглянуть более внимательно на то, к чему привыкли, пересмотреть традиционные модели обслуживания и сдуть пыль веков с каких-то устаревших представлений. Именно этот конкурс, живой, интерактивный, поможет библиотеке вписаться в современные тренды – стать «третьим местом» (после дома и школы), где спорят и находят «братьев по разуму», учатся новым технологиям, участвуют в конкурсах творческих работ,  а также стать частью мультиформатной среды, где не только можно скачать на своё мобильное устройство  литературную новинку из вполне легальной электронной  библиотеки, но и создать собственный буктрейлер по мотивам понравившегося произведения. И главное – неугомонный КНИГУРУ постоянно побуждает и взрослых, и детей учиться и обновлять свои знания в области коммуникативных практик –  не только читать, но и осваивать социальные медиа для обмена мнениями по поводу прочитанного, изучать новые мультимедийные форматы и сервисы для подготовки творческих работ по понравившимся книгам.

«Эффект бабочки»
КНИГУРУ становится драйвером изменений не только в литературной ситуации, открывая новые имена,  темы и проблемы, но и расширяет сферу влияния, побуждая  и взрослых и детей – лидеров чтения,  к большей активности и поиску новых организационных и технологических возможностей для этих целей. Не все готовы работать по предлагаемым моделям. В конце концов, КНИГУРУ – всего лишь один из нескольких десятков конкурсов. Сотни библиотек и тысячи читателей никогда не слышали о нём. Сработает ли «эффект бабочки» (эффект, при котором незначительное влияние может иметь большие последствия, суть которого можно выразить лаконично: изменишь одно – изменится всё), повлечёт ли взмах крыла переход в другое состояние – современную востребованную читателями библиотеку? КНИГУРУ удачно создаёт  активное интеллектуально заряженное поле, в котором постепенно происходят неизбежные изменения. Но существуют ещё сотни проектов, которые могут сыграть ту же роль для библиотек, находящихся в «точке бифуркации». Необходимо лишь сделать свой выбор на распутье.
Литература:
1.Ивашина, М.В. Преодолеваем крутые повороты, или Зачем  нужны сверхскорости // Библиотека в школе. – 2012. - № 9. – С.20 - 26.
2.Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад / под общей ред. В.В. Григорьева; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Управление периодической печати, книгоиздания и полиграфии. – М. : 2013. – С. 67-77.
3.Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Материалы социологического исследования / Cост. В. П. Чудинова. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012. – 144 с.
4.Шибаева Е.А. Книжный маркетинг в социальных медиа // Медиатека и Мир. - 2013. - № 1. - С. 7-13.

Марина Вячеславовна Ивашина,  эксперт Всероссийского конкурса «Книгуру», специальный корреспондент журнала «Библиотека в школе», г. Екатеринбург