"Я слышал, что жизнь неплохая штука, но я предпочитаю чтение"
Л.П.Смит

воскресенье, 2 февраля 2014 г.

Неконференция блогеров как новая образовательная среда

Неконференция блогеров  как альтернатива полным официоза профессиональным конференциям для свободного обмена мнениями, неформального общения и обучения библиотечных блогеров была организована  Свердловской областной библиотекой для детей и юношества в Екатеринбурге в 2011 году. Прошло 3 года. На библиотечные соцмедиа обратили внимание и "старшие братья". Но до сих пор они продолжают оставаться на обочине профессиональной жизни. О тех ожиданиях, которые первые блогеры связывали с созданием виртуальных представительств библиотек, и обманутых надеждах - моя статья: Ивашина М.В. Неконференция библиотечных блогеров как новая образовательная среда и модель общественно-профессионального управления библиотекой // Медиатека и мир. - 2013. - №3. - С.9-13

Неконференция - весёлая игра и напряжённая работа. Игру ведут Екатерина Ефимов и Татьяна Плохотник
Дальше

За или против?
             Руководители органов культуры и библиотек до сих пор не решили - запрещать или поощрять использование социальных медиа в повседневной деятельности библиотек. О том, что это касается не только библиотек,  свидетельствуют различные версии опубликованных в интернете результатов российских и международных  исследований. Общество склонно оказывать сопротивление всем новым и не до конца понятным явлениям, к которым относятся также профессиональные инновации.  Институт стратегического анализа ФБК, рассматривает общение в соцсетях как нецелевое расходование времени, приносящее убытки, особенно в сферах предоставления услуг и образования [1]. Зато компания Microsoft, проводившая исследования в 32 странах, в том числе и в России, позитивно оценивает преимущества различных соцсервисов при решении рабочих задач, считая, что они повышают продуктивность работы[2]. К концу 2012 году число россиян – пользователей соцсетей достигло 51,8 млн. Среди них читатели и потенциальные пользователи библиотек. Пора определиться, в каких случаях и как именно социальные сервисы могут принести вред или пользу библиотекам. Совершенно очевидно, что назрело российское исследование по использованию социальных медиа в библиотеках, на основе которого можно было  бы принять решения, «узаконивающие» их как  рабочий инструмент, которым следует научиться пользоваться эффективно. Локальные же исследования свидетельствуют о том, что молодые читатели считают привлекательной библиотеку, имеющую как реальные, так и виртуальные структурные подразделения (блоги, аккаунты в различных социальных сетях, twitter, youtube), которые могли бы стать справочно-информационными и дискуссионными площадками, а также абонемент электронных изданий для удалённых пользователей[3].
Рычаги прорыва для новой модели библиотеки
             Необходимость ребрендинга библиотеки очевидна уже давно. Именно в  направлении обновления традиционных форм деятельности стали работать первые блогеры, оставаясь пока в библиотечной профессии аутсайдерами. Они самостоятельно осваивали новые сервисы, искали применения им в библиотечной практике, обучали и поддерживали друг друга. Возникла проблема объединения библиотекарей, организующих продвижение библиотеки и её услуг в соцмедиа для обсуждения путей развития и  дальнейшего сетевого взаимодействия с целью обмена  информацией, взаимообучения, экспертизы опыта, проведения совместных сетевых проектов.
             Возникнув и несколько лет оставаясь  на периферии библиотечного дела, движение блогеров (к этой категории на Второй Неконференции  решено относить специалистов, использующих в работе социальные медиа) долго не замечалось методическими  и административными центрами и поэтому не становилось предметом коллективной профессиональной рефлексии, что ограничивало возможности развития. Впервые проблемы библиотечных соцмедиа на конференциях и круглых столах российского уровня в Москве были подняты только осенью 2012 г., тогда как слёты библиотечных блогеров в Екатеринбурге (и, возможно, в других городах) проходили с 2009 г. За это время Свердловская областная библиотека для детей и юношества приобрела значительный опыт реализации сетевых проектов: сайт библиотеки дважды занимал призовые места во Всероссийском конкурсе «Позитивный контент» (2009 г. – Спецприз, 2010 г. – первое место), в 2011г. – блог «Как пройти в библиотеку» стал победителем в конкурсе «Блог Рунета» в номинации «Лучший корпоративный блог».
До проведения Неконференций российского уровня, блогеры Свердловской области организовывали встречи в 2009 г. и в 2010 г. В 2010 г. на встрече присутствовал известный российский блогер, психотерапевт, автор книги «Психоблогинг» Марк Сандомирский. Цель этих встреч – взаимное обучение и взаимодействие. Важным обстоятельством также является то, что в Свердловской области действует сильное сообщество блогеров на платформе ЖЖ, среди которых известные политические и культурные деятели Свердловской области. Они объединены Уральским центром гражданской журналистики и рассматривают блоги как СМИ и важную общественную силу. Раз в два года Уральский Центр гражданской журналистики проводит Областные конкурсы блогов, в одном из которых, набрав хорошие баллы, приняли участие и библиотечные блогеры. Блогеры Екатеринбурга и области поддерживали многие культурные акции, например, по защите уничтожаемых памятников истории и культуры, своим участием и продвижением информации
Через консолидацию к креативным технологиям
Встречи уральских блогеров, хотя и не вызвали медийного взрыва, зато заинтересовали библиотечных специалистов России, Украины, Белоруссии, решающих те же проблемы создания актуальной библиотеки. Поэтому в группе сети Facebook началось обсуждение  возможности проведения реальной встречи блогеров в Екатеринбурге и виртуальной конференции в нескольких режимах (вебинар + сетевые дискуссионные площадки) для удалённых участников, относящихся к категории «не выездных». Это  довольно значительная группа инициативных библиотекарей, активно осваивающих креативные технологии, имеющих собственную аргументированную позицию, часто не поддерживаемую администрацией.
Количество виртуальных представительств библиотек – блогов, микроблогов, страниц и групп в социальных сетях и медиахостинге,  непрерывно растёт. Учёт и перепись  с 2010 г.  ведётся в блоге постоянного «летописца» блогеров, члена инициативной группы Неконференции,  Любови Брюховой (г.Новоуральск, Свердловская обл.) «Миры библиотек» (http://myblogluba.blogspot.com/). Динамика такова: 2010 г. – 317, 2011 г. – 430, 2012 г. – 635 библиотечных блогов. Аналогично блогеры самостоятельно ведут учёт сетевых представительств библиотек в социальных сетях «ВКонтакте», «Facebook», «Одноклассники». Стремление библиотекарей, работающих в соцмедиа, к  объединению, закономерно. Как правило, это библиотекари- пассионарии, стремящиеся к нестандартным креативным решениям.  Они стремятся обсуждать назревшие проблемы, обмениваться опытом, унифицировать отдельные процессы, связанные, например, с учётом статистики, для того, чтобы она была сравнимой, и соответственно иметь постоянные площадки и для  очных профессиональных встреч, и для непрерывного  ситуационного общения.
Поиску креативных решений способствует также организация профессиональных состязаний, конкурсов по различным направлениям, в ходе которых возможно  не только сравнивать достижения отдельных библиотек, но и определять планку, к которой надо стремиться. Организующим центром этой профессиональной деятельности стала Неконференция блогеров - сетевой проект профессиональной самоорганизации,   взаимодействия и взаимообучения библиотекарей, использующих  социальные медиа для продвижения идей новой библиотеки  и услуг. В российском масштабе она проводится с 2011 г. с ежегодными реальными встречами   на базе Свердловской областной библиотеки для детей и юношества (Екатеринбург) и на специально созданных виртуальных площадках.
             Став организующим центром для библиотечных специалистов, использующих в работе медиатехнологии, Неконференция наметила 3 важных вектора развития дальнейшей  совместной деятельности.

Организация непрерывного взаимообучения в интерактивной среде в нетрадиционных форматах. Для этого проводятся реальные и виртуальные встречи для обмена опытом и решения профессиональных проблем. Коллективная разработка программ Первой (2011) и Второй (2012) Неконференций велась на площадках соцмедиа – в блоге Свердловской областной библиотеки для детей и юношества «Как пройти в библиотеку» (http://teenbook-ekt.livejournal.com/) и группе сети Facebook (https://www.facebook.com/groups/105006176253782/). Для решения новых задач – создания востребованной пользователями библиотеки, потребовался новый формат,  с которым несовместим монологичный режим традиционной конференции. Это синтез технологий печа-кучи, баркемпа и воркшопа, вошедших в практику благодаря энтузиастам web 2.0. Каждый участник становится организатором и вносит свой вклад, отсутствуют пассивные участники, слушатели и докладчики меняются местами, программа корректируется по ходу встречи. Кстати, во время Второй Неконференции, проанализировав сложившуюся ситуацию во время перерыва, инициативная группа блогеров полностью изменила первоначальную программу и содержание запланированной интеллектуальной дуэли, приблизив её тему к прозвучавшим в зале вопросам, такое оперативное реагирование немыслимо в рамках традиционной конференции. В содержательной части  программы преобладают мозговые штурмы и предложения оптимальных решений ситуаций, а также игры (с костюмированными розыгрышами) в организации профессиональных дискуссий, например, интеллектуальная дуэль.
 В структуру Первой Неконференции (2011), кроме работы на реальных площадках Свердловской областной библиотеки для детей и юношества, была включена также виртуальная конференция: на сайте Библиотечной ассоциации Урала, на страницах Неконференции (http://www.npbau.ru/ne-conf) размещено 100 докладов и публикаций в различных форматах. Активное обсуждение  проблем докладов, сгруппированных по 6 секциям, и посвящённых различным аспектам ведения блогов и страниц в социальных сетях, сетевой этике, организации сетевых проектов, использования интерактивных сервисов велось в течение 3-х недель, количество комментариев превысило 6 тыс. Большинство выставленных материалов не утратило своей актуальности, о чём свидетельствуют более 200 посещений в день, даже спустя 2 года после  завершения виртуальной Неконференции.  В структуре Неконференции  предусмотрено on-line общение удалённых участников в формате вебинара, на котором прозвучали выступления блогеров из России, Белоруссии, Украины (http://www.npbau.ru/ne-conf/2011-11-30-22-52-54).
Продвижение сетевых инициатив блогеров, апробирование инструментов и технологий групповой работы удалённых участников. Для организации постоянного взаимодействия создана группа «Неконференция блогеров» (более 400 чел) в сети Facebook,  На  сетевых площадках  постоянно идёт обсуждение использования  новых технологий и интерактивных сервисов в практике развития библиотек,  размещаются коллекции ссылок на мастер-классы и  конкретный опыт в библиотечных блогах, который может помочь в организации индивидуального и группового обучения. Идёт активное апробирование модели библиотеки с развитием услуг на дополнительных виртуальных площадках блогов и социальных сетей: виртуальная справка, продление книг, заказ книг, вопросы писателям, совместное составление рейтингов и  рекомендательных списков книг, обсуждение книг, конкурсы рецензий и фото, коллективные литературные игры, обучение технологиям и сервисам, участие в совместных проектах и т.д
         Здесь же  собирается материал о продвижении тех или иных  российских акций блогеров, объявленных в личных или корпоративных блогах по инициативе различных библиотек: Либмоб, Парад блогов, Флешбук и т.д. Самая значительная инициатива блогеров в 2012 г. – проведение Всероссийского конкурса блогов, объявленного Второй Неконференцией блогеров. Это своеобразный смотр сил и аналитическая работа, важная для  дальнейшего развития интернет-представительств библиотек, тем более что официально ни на государственном уровне, ни на уровне РБА конкурсы библиотечных сайтов не проводились уже более 3-х лет. Несмотря на то, что эта работа не планировалась заранее, весь инструментарий был разработан в рекордно короткие сроки, а все победители получили призы – планшеты и ридеры, статуэтки  (своеобразные библиотечные «Оскары»), лауреаты – дипломы и памятные призы.
  В закрытой группе на Facebook были проведены все организационные мероприятия по проведению Всероссийского конкурса библиотечных блогов. Разработана необходимая документация и инструментарий. Информация о блогах, принявших участие в состязании, размещена по номинациям на открытом ресурсе – специально созданном блоге Конкурса (http://konkursbb.blogspot.ru/). Прошли премодерацию и были допущены к участию 119 блогов. Вся работа оргкомитета (председатель Оргкомитета – Л.А. Казаченкова, гл. редактор журнала «Современная библиотека») и жюри (председатель жюри – М.В. Ивашина, зам. директора Свердловской областной библиотеки для детей и юношества), куда вошли 19 человек – библиотечные специалисты, IT- специалисты и специалисты по соцмедиа (в том числе из Украины и Белоруссии), велась в закрытой группе с двумя степенями доступа: сначала в общем списке на Google, где делались заметки в общей таблице, затем в индивидуальных оценочных листах (с собственным паролем), где каждый член жюри оценивал работы по 10-балльной системе по 10 определённым в Положении критериям. В каждой номинации по сумме баллов выбирались финалисты, из которых путём открытого голосования в группе на Facebook выбирались победители.
Реализация технологий и принципов общественно-профессионального управления.  Неконференция блогеров – неформальное профессиональное объединение, которое в типологии общественно-профессиональных организаций можно отнести к типу инициативных. Оно позволяет консолидировать библиотечные группы, не охваченные РБА, не принадлежащие к управленческим структурам, тем не менее, стремящиеся к активным действиям, часто не поддержанным администрацией библиотек, ориентированной только на госзадание и указания  местных управленческих органов, а не на интересы пользователей. Такая консолидация профессиональных сил позволяет демократизировать систему управления библиотекой и увеличить интеллектуальные ресурсы за счёт привлечения удалённых участников. Это влиятельная сила, которая может стать дополнительным рычагом позитивных изменений, а может выступить в роли оппозиции.
            Блогеры владеют большим объёмом информации о перспективном опыте работы (в том числе, полученном в результате встречи на Неконференции) и часто стремятся реализовать его на базе собственной библиотеки. Это способствует демократизации системы управления, привлечению к принятию решений по модернизации библиотеки и внедрению новых услуг значительной части персонала библиотеки, делегированию принятия решений и ответственности. В СОБДиЮ блогеры входят в состав профессиональных советов, принимающих решения по различным направлениям деятельности. На волне демократизации управления и привлечения к принятию решений активной части библиотекарей, работающих в сети, была создана Уральская Ассоциация молодых библиотекарей (http://neformat-library.blogspot.ru/), ведущая большую работу по обучению и взаимодействию в проведении совместных мероприятий по программам «Солнечный ветер» и «Библиоголливуд»: обучение новым коммуникативным технологиям, программы личностного роста, организация встреч молодых библиотекарей для неформального общения.
Что дальше?
Количественно движение библиотекарей, использующих в своей работе технологии соцмедиа,  растёт и требует организации для решения многих проблем. Пока это движение самоорганизующееся, с одним из центров на базе Неконференции в Екатеринбурге, где обсуждались и родились многие инициативы. Другой центр, возможно, более мощный в будущем, работает на базе Новосибирской Областной детской библиотеки. Проект «Вики-Сибириада», стремительно пополняющий ряды своих сторонников, демонстрирует эффективные технологии совместной работы детей и взрослых в интерактивной среде с использованием различных сервисов. Многие из блогеров – одновременно и «викитессы». С ростом движения может (и должно!) возникнуть несколько центров на базе  библиотек разных городов со своими специализациями. Это свидетельствует о перспективности тенденции, которая ежедневно получает новые варианты развития и внушает оптимизм.
1.$10 млрд. в социальных сетях. Эксперты ФБК оценили потери от общения россиян в социальных сетях [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fbk.ru/news/5419/2240686/
2.Исследование Microsoft: социальные сервисы помогают сотрудникам работать продуктивнее [Электронный ресурс] – Режим доступа:
3.Ивашина, М.В. Преодолеваем крутые повороты, или Зачем  нужны сверхскорости/М.В. Ивашина // Библиотека в школе. – 2012. – № 9. – С.20 – 26.

Марина Вячеславовна Ивашина, зам. директора по научной и инновационной деятельности, Свердловская областная библиотека для детей и юношества, Екатеринбург

+7(904)382-86-99