"Я слышал, что жизнь неплохая штука, но я предпочитаю чтение"
Л.П.Смит

среда, 5 февраля 2014 г.

Автопробег "Километры и книгобайты": куда ведёт дорога?

Во все времена столица с опаской или надеждой смотрела на провинцию. Из провинции приходили самозванцы, здесь зарождались мятежи, отсюда же ожидают притока «свежей крови». Какая же библиотека нужна современной провинции – максимально адаптированная к условиям местной среды и выполняющая все её  непритязательные запросы или всё-таки  приподнимающая над ней? Говорить и спорить о современной библиотеке, выходящей за  пределы своих стен на улицу и в виртуальное пространство, отправились в автопробег "Километры и книгобайты" по Челябинской и Свердловской области посланцы Третьей Всероссийской неКонференции блогеров в Екатеринбурге. Об этом моя статья: Ивашина М.В. Автопробег: куда ведёт дорога?// Библиотечное дело. - 2013. - № 23. - С.  Фото Марины Волковой

"Дорога – это древний образ, символ жизненного пути, движения к цели, место, где проявляется судьба" 
Последние километры перед  возвращением в Екатеринбург. Катя Василькова, Марина Волкова, Марина Ивашина
Далее
Автопробег «Километры и книгобайты»: куда ведёт дорога?
Сегодня образы, связанные с движением, скоростью, естественно входят в библиотечный лексикон  и профессиональное сознание. Предпочтение отдаётся энергичным  «книжным или литературным гонкам, скачкам, регатам и заездам» с интенсивным действием и максимальным вовлечением всех участников в предлагаемый сценарий.  Появляются партнёрские проекты с байкерами и клубами велосипедистов, участвующих во флэшмобах и акциях по продвижению чтения -  часто прямо из социальных сетей. Библиотекарь  сравнивается с гонщиком, и, по сути, им и является, ведь ему приходится непрерывно крутить педали, жать на газ или нестись на всех парусах, - только для того, чтобы соответствовать времени и быть рядом со своими читателями.  Время требует драйва – эффекта нарастающего темпа, активной устремлённости движения с прорывом энергии.  Вероятно, поэтому даже план мероприятий теперь именуется «дорожной картой», поскольку (в идеале!) представляет собой маршрут по достижению заданных целей, ведущих к повышению эффективности деятельности.
Автопробег «Километры и книгобайты» идеально вписывается в формат непрерывного движения, скорости, неотвратимости изменений. Дополнительные смыслы ему придаёт метафизика понятия «дорога»[1] Идея  автопробега принадлежит  известному культуртрегеру и издателю из Челябинска Марине Волковой, на её плечи упала также и организация всей поездки и исполнение важнейшей роли водителя внедорожника, штурмующего норовистые  уральские дороги. Со своими читательскими марафонами и неукротимым стремлением объединять различных партнёров вокруг хороших детских книг она объехала полстраны, их летопись на известном многим книжникам Портале Марины Волковой http://mv74.ru/ .

Марина Волкова в Музее напёрстков, Копейск

Партнёрами автопробега выступили Челябинская областная универсальная научная библиотека и профессиональные журналы «Современная библиотека» и «Библиотечное дело», представителем и рупором идей которого я  была в этой поездке. В этот раз членами экипажа автопробега стали не писатели, а библиотечные блогеры и специалисты, имеющие опыт работы в социальных сетях – Наталья Шмидт, Марина Мухамедьярова (Челябинск), Екатерина Василькова (Москва), Марина Ивашина (Екатеринбург). Каждый со своими темами «для затравки и разжигания  профессионального аппетита», вокруг которых будет выстраиваться разговор на остановках автопробега. Марина Волкова – презентация Энциклопедии Уральская поэтическая школа  и  сетевой проект с использованием интернет-сервисов «Я живу на Урале». Екатерина Василькова – комьюнити-менеджмент. Марина Мухамедьярова – сторителлинг. Марина Ивашина – новые читательские практики, которые стартуют и реализуются на площадках сайтов и библиотечных соцмедиа и являются инструментом работы с местными сообществами.  Всё вместе – что и как может делать библиотека, используя эти площадки, и какой капитал  ей это может принести.
 Идея традиционных и уже завоевавших популярность автопробегов с писателями, которые вошли в практику во многих территориях, получила новые импульсы благодаря  Неконференции блогеров, проходившей   в Екатеринбурге на базе Свердловской областной научной библиотеки им. В.Г. Белинского 10-12 ноября 2013 г.  Уже не ощущая себя только блогерами, но пока не выбрав  адекватное наименование для обозначения специалиста по работе в блогах и соцсетях между  несколькими  вариантами (коммьюнити –менеджер, медиа-менеджер и on-line – библиотекарь), участники Неконференции тем не менее  решили «выйти из подполья», отказаться от ореола субкультуры  и разрабатывать профессионально это направление деятельности для работы с читателями и  организации непрерывного профессионального образования.  Следующая IV Неконференция  уже включена в План РБА на 2014 г., возможно, скоро начнёт свою работу в рамках РБА постоянно действующий круглый стол по продвижению библиотеки, книги и чтения в соцмедиа. Участники Неконференции  проводили библиотечных путешественников в путь, ожидая дальнейшего развития библиотечных соцмедиа и сетевых проектов на их основе и расширения аудитории специалистов такого профиля. Пока они составляют всего 0,74%  от общего количества сотрудников библиотек, по приведённым данным Екатерины Шибаевой (Москва, РГБ).
Начало.Участники автопробега ещё не знают, что их ждёт: Марина Волкова, Марина Мухамедьярова, Екатерина Василькова, Марина Ивашина
Живя в провинции, не стать духовной провинцией, сохранить авторитет библиотеки и доверие читателей, особенно молодых, можно только влившись в общее профессиональное движение – непрерывно обучаясь и участвуя в совместных сетевых проектах. От того, какой будет провинция, зависит и судьба страны. Во все времена столица с опаской или надеждой смотрела на провинцию, отсюда приходили самозванцы, здесь зарождались мятежи, отсюда же ожидают притока «свежей крови». Какая же библиотека нужна современной провинции – максимально адаптированная к условиям местной среды и выполняющая все её  непритязательные запросы или всё-таки  приподнимающая над ней?
Все встречи в библиотеках  на маршруте автопробега были объединены темой продвижения чтения и книги средствами интернета -   на виртуальных площадках сайта, соцмедиа и через сетевые проекты. Слоган поездки: «Через on-line -  к читателям» -  аллюзия на знаменитую фразу Сенеки «Через тернии -  к звёздам». Эта цель так же амбициозна, как и труднодостижима, требует значительных усилий и профессиональной консолидации.  В маршрут вошли 10 провинциальных городов Челябинской области и г. Каменск-Уральский Свердловской области.  Уровень подготовки библиотекарей  различен: где-то только осваивают компьютерную грамотность, в других – участие в сетевых проектах – обычная практика. В зависимости от него определялась  программа встречи: мастер-класс, обучающие семинары либо круглые столы по обмену опытом. Вовлекая аудитории различных библиотек в обсуждение существующих новых  читательских практик, построенных на сетевых сервисах, или стратегии продвижения библиотеки в сети, мы стремились понять их культурные коды и говорить на их языке, хотя и не всегда это получалось успешно.
Ближайшей ассоциацией у  людей, впервые слышащих об автопробеге «Километры и книгобайты»,  была крепко застрявшая с детства в подсознании  и  тут же всплывающая в памяти цитата из  незабываемой речи Остапа Бендера в городе Удоево о «необходимости грохнуть автопробегом по бездорожью, разгильдяйству, а заодно, может быть, даже по бюрократизму». Возможно, потому, что автопробегом с известной регулярностью «ударяли»  то по патриотизму, то по экологии (список может быть продолжен) разные общественные организации и сообщества. Для нас же автопробег ассоциируется прежде всего с дорогой как метафорой непрерывного движения, развития, объединения всех участников пути вокруг общего дела. Дорога – это древний образ, символ жизненного пути, движения к цели, место, где проявляется судьба. Неслучайно время в пути от одного пункта до другого мы проводили в бурных дискуссиях, обсуждая не только особенности диалога с аудиторией и критерии оценки ожидаемых результатов, но и возможности развития публичных библиотек в зависимости от культурного своеобразия территории.
Дорога – это ещё и канва сюжета, и разные истории, которые происходят с  библиотеками, людьми  и городами, в каждом из которых есть свои творческие очаги, определяющие неповторимость и особый почерк, несмотря на нивелирующее воздействие индустриальной и массовой культуры.

История 1. Культурный ландшафт. Для того чтобы понять феномен уральской провинции, надо познакомиться с недавно презентованной на ярмарке «Non-Fiction» книгой Алексея Иванова «Горнозаводская цивилизация»[2],  пытающегося разгадать эту тайну и представляющего мифы и набор жизненных и культурных практик уральцев, и  хотя бы бегло просмотреть энциклопедию «Уральская поэтическая школа»[3] с её культовыми и культурными героями и особым литературным космосом. Презентация последней с просмотром видеоклипов на странице энциклопедии в сети (http://www.marginaly.ru) входила в программу наших встреч. Столкновение традиций с радикальными практиками – одна из особенностей современной культуры. Но впечатления путешественника складываются из отдельных штрихов – встреч, эпизодов, знакомств, арт-объектов.
Все города маршрута имеют богатую  историю, начинавшуюся в 18 веке  с чугуноплавительных и железоделательных заводов, угольных и соляных шахт, золотых приисков, разработки минералов, и самобытные культурные традиции. Для уральского культурного ландшафта и уральского характера характерны гремучая смесь сурового прагматичного производства и неукротимого романтизма.  Сильны литературно-творческие традиции и андеграундный поэтический мятеж.
На гербе первого в маршруте города В.Уфалей – серебряная чаша (литейный ковш), из которого льётся золотая струя, это типичный уральский город с никелевым комбинатом и металлургическим заводом, которого нет на интерактивной карте достопримечательностей России. Касли знамениты Литейным заводом и единственным в России музеем художественного литья. Чугун, отлитый в поэзию, ажурное литье завораживают с первого взгляда. Не меньше поражает водоворот литературной жизни, оказывающий влияние на культурную жизнь провинции. В городе  работает активное самобытное  объединение литераторов под руководством поэта Маргариты Ерёменко, с которыми нам удалось встретиться, издаётся краеведческий ежегодник «Альманах», более 10 лет проводятся Каслинские чтения. Ещё одним центром литературного бурления стал  Кыштым, где в библиотеке состоялась встреча с поэтом-неформалом Александром Петрушкиным, не простым в общении человеком.  В одиночку он осуществляет титанический труд – создал в 2008 г. и ведёт Евразийский журнальный портал «Мегалит» (http://www.promegalit.ru/), который объединяет электронные версии публикаций 35 литературных печатных журналов (большинство не отражается в Журнальном зале), разных регионов, включая русское  зарубежье. На портале более 100 посещений в день, можно познакомиться с творчеством 7800 авторов.
Промышленная среда городов-заводов сурова и безжалостна, наверное, поэтому здесь особо ценится лидерство и личная инициатива, как бы экзотично и в какой бы сфере они не проявлялись – литературе, производстве, местном сообществе.
В Сатке – центре добычи и переработки магнезита с суровой заводской культурой  также  проявился присущий уральскому характеру романтизм, защищающий человека от давления технократической культуры, – на берегу  пруда предприниматель Юрий Китов построил  экзотический городской аквапарк с замками и сказочными виллами, смешав стили и эпохи, и назвал его в честь внучки - Сонькина лагуна. Другого подобного чуда в России нет.


Сатка. Сонькина лагуна
Город Пласт получил своё название от пластообразных залежей золотоносных песков, на его гербе жар-птица с зелёными блёстками – символом добывающихся только здесь редких самоцветов.

Жар-птица - символ Пласта
 На реке Каменке находится «уральская Бразилия» с копями добывающихся эвклазов, топазов, рубинов. Романтические истории кружат головы многим, гостям здесь предлагают в качестве развлечения выезд на  реальные месторождения  для поиска золота и обучения элементарным технологиям золотоискателей. О городе и окружающих его сокровищах талантливо написана известным исследователем-краеведом Р.К. Хайрятдиновым и великолепно издана местным издательством (а значит, практически недоступна за пределами области) книга «Город золотой истории Пласт».[4] Город уважает и ценит инициативу, признавая её право даже в нестандартных ситуациях. Образцом такой инициативы  стала живописная скульптурная группа в городском сквере недалеко от историко-краеведческого музея –  полосатый пограничный столб и рядом собака, верный друг пограничника. Это место встречи демобилизованных пограничников, – так они сами решили, придумав  и установив скульптуру, и так создали  привлекательный образ военнослужащего, именно пограничника

Пласт. Символ лидерства и инициативы - у этой скульптуры встречаются пограничники
Златоустовский булат – не только уральский, но и российский бренд. Златоуст – не только оружейный центр, но и центр ремёсел. Романтический характер суровых оружейников проявляется  в художественной гравюре на металле, возникшей для украшения сабель, кортиков, шпаг. Золотые и серебряные насечки уральских мастеров украшают подарочное оружие и декоративные панно на стальных пластинах.
Творческие инициативы  вполне закономерны в городе, в котором, как волна и пламень, сошлись индустриальное  героическое начало и мятежный поэтический  дух, стремящейся к новой мифологизации. Копейск возник вокруг шахт, Копейский машиностроительный завод – крупнейший  производитель угольных и соляных комбайнов. Его  героическая история тщательно изучается и сохраняется в предметах и документах заводского музея хранителем, краеведом-исследователем Валентиной  Косолаповой,   чтобы рассказать современникам и потомкам не только о технологическом прогрессе, но и героических судьбах.

Копейск. Экспозиция заводского музея
 Ярким штрихом, подтверждающих актуальность создания новых мифов для очеловечивания индустриальной культуры, является поразивший наше воображение Музей напёрстков, созданный в 2012 г. генеральным директором Владимиром Малиновским на предприятиях Швейной фабрики Копейска. Такой музей - единственный в стране и четвёртый в мире после Германии, Голландии, Австрии, с которыми поддерживаются партнёрские отношения. Из предмета, просто защищающего пальцы, напёрсток превращается в оберег, символ защиты семьи. Сувенирных напёрстков, украшенных стразами, бусинками, замысловатыми макетами зданий, портретами знаменитых личностей, в коллекции более 300. Множество экспозиций вокруг отдельных напёрстков сделало бы честь любой библиотеке, представляющей мультиформатные материалы. Рядом с напёрстком «Владимир Высоцкий» сборники его стихов, книга Марины Влади, несколько дисков. Напёрсток «Шопен» тоже в окружении аудиовизуальных материалов.  Идея напёрстка-оберега в скором времени выльется в скульптурную композицию, посвящённую напёрстку, с магическими параметрами числа пи  (3,14 метра) на площадке перед фабрикой. Здесь же будет отмечаться Праздник семьи – День Петра и Февронии, сюда же будут приезжать молодожёны после регистрации. Это ещё один пример личностной инициативы, лежащей в основе новой культурной традиции и создающей мифологические ресурсы города.

Копейск. такие разные напёрстки
Владимир Малиновский, создатель Музея напёрстков
История 2. Заповедники культуры? Тема, вдохновлённая Неконференцией блогеров - «Через on-line – к читателям», и подтверждённая опытом ближайших соседей и коллег из других регионов,  для одних  библиотек оказалась «на вырост», для других толчком к дальнейшим действиям.
Библиотеки Каслей, Сатки, Пласта предстали перед нами как классические «заповедники культуры» с обаятельными интеллигентными женщинами, для которых библиотека – это служение и ежедневный подвиг в условиях довольно  скромной, хотя и приличной материальной базы, компьютерного парка и интернета. Здесь любят и уважают читателей, но работают в традиционных форматах, при которых неизбежны потери: и молодой читательской аудитории, и авторитета в местном сообществе. Несмотря на наличие компьютерной техники, они пока не связывали  перспектив  развития с самостоятельным выходом в сеть, их устраивали небольшие информационно-адресные странички на сайтах местной администрации. Тем не менее, сама городская среда  этих территорий очень колоритна и требует проявления яркой индивидуальности, творческого полёта, чтобы вписаться в общий  городской образ. Лёгкий налёт «пыли», консерватизм и  отсутствие энергичного социального темперамента (который активно формируется в соцмедиа) могут оставить библиотеки на обочине культурной и общественной жизни своих территорий. Но пока библиотеки не видят себя на виртуальных площадках, хотя внутренне готовы к освоению новых знаний.
Разительный контраст в уровне развития библиотек и понимания ими своей роли был усилен тем, что именно из г. Пласт велась трансляция вебинара –  виртуальной встречи участников автопробега с сельскими библиотекарями-слушателями курсов повышения квалификации НФ «Пушкинская библиотека» из разных регионов, которые в этот день собрались в Москве. Заинтересованность их проблемами продвижения библиотеки, книги и чтения в сети была видна по вопросам, заданным участникам автопробега.
И всё же библиотеки начинают свой более или менее успешный путь за стены библиотеки в открытое информационное пространство. Сделала свои первые шаги ЦГБ им А.Г. Туркина в В. Уфалее, создав сайт (http://cbs.ufaley.su/), который пока не отражает чудесную дружественную атмосферу библиотеки, но содержит биобиблиографическую информацию о литераторах города и возможность on-line продления книг. Центральная городская библиотека им. Б.Швейкина в г.Кыштыме, первоначально произвёла впечатление довольно консервативного места, не склонного к переменам, тем не менее, имеет паблик ВКонтакте (http://vk.com/id152466142), в котором довольно оперативно проводит обмен информацией и организационные мероприятия. На мастер-классе Екатерины Васильковой совместно был создан блог «Кыштым читающий» (http://kizhtimbook.blogspot.ru/), который продолжает пополняться информацией.
ЦБС Златоуста имеет свой сайт (http://www.zlatcbs.ru/) с актуальными  разделами: электронный каталог, виртуальная справка, on-line библиотека по краеведению, со страничкой, посвящённой молодёжному объединению УникУмы, а библиотека-филиал№5  и группу ВКонтакте.  Но лидировали в этот раз школьные библиотеки, имеющие не только свои представительства в сети в блогах, но и активно занимающиеся обучением на этих  площадках и использующие их как стартовые для участия в сетевых проектах с читателями-подростками. Блог сообщества школьных библиотекарей Библиогр@ни Златоуста» (http://bibliozlatoust.blogspot.ru/) ведётся с 2010 г.
Елена Качёва, методист «Центра развития образования» Златоуста, лидер, который задаёт ориентиры и темп развития в территории. Её проекты неоднократно занимали первые места во всероссийских конкурсах сетевых проектов, в том числе Intel. Ей удалось увлечь идеей, мотивировать и объединить вокруг совместной деятельности всю ассоциацию школьных библиотек Златоуста. Она выделила для себя этапы профессионального роста: 1)самообучение, общение, обмен новостями; 2)работа с читателями в интерактивных проектах; 3)тьюторство, обучение других на полученных результатах. Эта  модель  может лечь в основу программ  непрерывного профессионального образования библиотечных специалистов. Только как скоро она станет очевидной для всех?

Златоуст. Лидер сообщества школьных библиотекарей, методист Центра образования Елена Качёва
Пару лет назад библиотекари Копейска заставили говорить о себе благодаря рекламной акции в стеклянных витринах библиотеки, которая неоднозначно оценивалась специалистами библиотечного мира, но была принята на «ура» читателями. Молодые очаровательные девушки, расположившиеся за стеклом в живописных позах  с книгами в руках, хотели рассказать всем, что библиотека и её специалисты изменились и хотят быть ближе к своим читателям. Об этом же свидетельствует и каждая выставка, и каждая встреча, становящаяся событием. Библиотека давно готова выйти за пределы своих стен  в виртуальное пространство для продвижения уникальной информации и расширения круга общения. Сайт практически готов, но пока не выставлен в сети, и я надеюсь, что небольшие дискуссии по поводу индивидуализации его образа помогут библиотеке найти свой неповторимый стиль и образ, создать целый комплекс виртуальных площадок. Главное, что для библиотекарей естественно постоянно меняться, умело возводя новые здания на фундаменте традиций – в этом мы убедились во время беседы с Татьяной Александровой, библиотекарем с 40-летним стажем и автором книги «Копилка секретов: календарь библиотекаря» (Челябинск, 2012), помогающей ввести ребёнка в мир книги и чтения.
История 3. Партнёры. В Челябинске мы оказались не только в водовороте литературно-культурных событий от Праздника чёрного кота до Дня рождения Деда Мороза, вылившихся также и на улицы города (что является обычным делом на Кировке, местном Арбате), но и в среде единомышленников и партнёров – ура, наконец-то свои, можно расслабиться. Для них не стоит вопрос – нужны ли библиотечные соцмедиа, поэтому вместе  мы обсуждали, как сделать их эффективнее, привлечь внимание актуальными публикациями, найти пути продвижения к читателям. В активную группу поддержки  автопробега вошли челябинские блогеры, участники Неконференций блогеров в Екатеринбурге, рассказавшие о своих блогах (у всех не только блоги, но и медиакомплексы, включающие другие площадки в сетях), проблемах и вариантах развития, поисках авторского стиля, который ещё не всем удалось найти. В обсуждении проблем расширения читательской аудитории и  эффективного продвижения проектов по чтению приняли участие Дмитрий Фомин – первый, известный мне,  официально назначенный «виртуальный библиотекарь», модератор 3-х блогов Челябинской областной юношеской библиотеки, модераторы  2-х блогов Центра чтения Челябинской областной научной универсальной библиотеки Наталья Шмидт, Марина Мухамедьярова (партнёры по поездке)  и Марина Радько, а также Ирина Беляева, модератор блога ЦГБ им. А.С. Пушкина «Во!круг книг», которая взяла на себя роль летописца  и составила Путеводитель по библиотечной блогосфере Челябинска (http://vokrugknig.blogspot.ru/2013/11/blog-post_6641.html). В перечне 21 библиотечный блог, большинство (14) принадлежит школьным библиотекарям. Уверена, что в этих школах директора не сбрасывают библиотеку со счёта, разрабатывая программы метапредметных связей по новым ФГОСам и не задают вопрос о том, способны ли библиотекари делать ещё что-нибудь, кроме подборки и выдачи книг. Тот, кто вышел на виртуальную площадку – уже включился в систему профессионального обмена знаниями и опытом, имеет возможность дистанционного непрерывного образования и участия в  российских сетевых проектах.

Наталья Шмидт, руководитель Центра чтения Челябинской областной научной библиотеки, организатор встречи блогеров Челябинской области
 Во время путешествия любопытно было наблюдать, как в разных территориях в освоении площадок соцмедиа лидировали то представители публичных библиотек, то школьных. Причины этого в особенностях личностной выраженности профессии, библиотечные лидеры определяют  многое не только в своей библиотеке, но и в  библиотечной политике территории в целом.
История 4. Эстафета передана! В последнем пункте нашего маршрута перед возвращением в Екатеринбург – г. Каменск-Уральском ЦГБ им. А.С. Пушкина преподнесла нам сюрприз. Каменцы успешно развивают все свои виртуальные площадки. У них изобретательно сделанный, активный и живой сайт (http://www.cgb.kamensktel.ru/),  материалы которого дополняют 6 блогов различных моделей, выйти на них можно с площадки сайта. Самый интересный из них – блог отдела электронной информации ЦГБ «Стилиус» (http://biblio-stilius.blogspot.ru/), модератор Наталья Овчинникова. На его площадках размещено несколько актуальных проектов, которые могли бы заинтересовать и библиотеки пройденного нами маршрута. Прежде всего, это  Литературная карта,  где собрана полная информация о литературной жизни территории, всех литобъединений, персональные страницы писателей с биобиблиографической информацией и  ссылками на их ресурсы,  даты, сборники, литгазеты, обзоры и новости, и «Книжные сезоны» -  живые яркие буктрейлеры по самым интересным книгам, популярные и в блогерской, и в читательской среде. Идеи продвижения библиотеки и чтения через сайт и социальные сервисы является частью хорошо продуманной информационной политики, разработанной командой и лидером Ириной Сапоговой и утверждённой директором библиотеки Л.Н. Агаповой.  Каменцы давно завоевали авторитет в библиотечной блогосфере, осваивают и используют в работе с читателями  и другие интернет-сервисы. Два года назад они выступили с инициативой проведения  российской блогерской акции Флешбук, и хотя она и не оправдала ожиданий массового привлечения читателей, в ходе акции многие библиотечные специалисты научились представлять книгу в мультиформатной среде. В 2013 г. блог «Стилиус» стал лауреатом Первого Всероссийского конкурса блогов. Совершенно естественным оказалось, что ЦГБ им. А.С. Пушкина (в лице зам. директора Светланы Симоновой) готова принять эстафетную палочку и войти в экипаж следующего автопробега со слоганом «Через on-line – к читателям», который, как мы надеемся, стартует по новому маршруту. Библиотекам,  решающим для себя – быть или не быть на виртуальных площадках,  и тем, кто думает о повышении уровня профессионального мастерства и способах выхода на диалог с читателями - для всех конкретный опыт Пушкинки мог бы дать множество примеров для выбора собственного пути. Группа автопробега «Километры и книгобайты» (https://www.facebook.com/groups/400398693420396/),  созданная в сети Facebook для подготовки первого путешествия и закрытая для всех, кроме организаторов, теперь открыта для всех. Формируется новый экипаж, составляются  карта нового маршрута. Кто на новенького?
После нашего путешествия в группе «Современная библиотека» появилось более 100 новых участников, в том числе из маршрута автопробега. Осваиваются, знакомятся с новостями, узнают о профессиональных проблемах и путях их решения, заводят знакомства, оставляют первые комментарии в обсуждениях.
Метафизика дороги
Пару лет назад специалисты Свердловской областной библиотеки для детей и юношества и Свердловской областной универсальной научной библиотеки, проанализировав  и объединив данные о работе публичных и детских библиотек, составили карту области «Есть ли жизнь в библиотеках?», обозначив ярким цветом развивающиеся территории, и оставив белые пятна на месте библиотек, работающих в рамках традиционного функционала. Для этого были выбраны 3 главных критерия: проектное управление, участие в корпоративных и сетевых проектах, наличие стратегии развития в виртуальном пространстве. 1\3 библиотек окрасилась ярким цветом, белых пятен оказалось больше. Сегодня, пожалуй, белых пятен стало бы  значительно меньше. Но я добавила бы ещё один критерий – наличие в библиотеке Лидера, сильной личности, находящейся в поисках  новых смыслов и осознавшей, что способность к изменению – один из главных показателей профессиональной компетентности.
Развитие библиотек, расположенных на маршруте автопробега, неравномерно. У большинства территорий – исторический статус, т.е они имеют документы и исторические памятники. Должна ли библиотека стать ещё одним  историческим памятником, сохраняя фонды и законсервировав традиционные модели работы, или она иначе будет решать проблемы своего развития, устанавливая многообразные связи с местными сообществами? Можно ли развиваться, не выходя на внешние площадки, открывающие новые возможности общения, партнёрских отношений и продвижения информации о своей территории? Расширение  реальных площадок библиотек – ещё одна возможность вписаться в «дорожные карты» своих территорий. Это не скупая строчка «краеведение» на сайтах библиотек, а работа на привлекательный имидж своего города, использование его внутренних резервов и ресурсов, включая  историко-культурные  и современные творческие бренды, а возможно, и формирование будущих туристических брендов, что соответствует задачам региона по развитию внутреннего туризма.
Библиотеками России и соседних областей накоплен внушительный опыт, который может быть  использован новичками. Многие созданные 5 лет назад блоги развивались первоначально как интеллигентские кухни советских времён, на которой собрались жаждущие перемен в библиотеках единомышленники с развитой рефлексией, работающие над формированием нового профессионального сознания. Теперь площадки социальных сервисов превращаются в  производственные участки, выполняющие функции дополнительных  виртуальных структурных подразделений. С их помощью ведутся опросы, поиск партнёров и новых форм сотрудничества, удалённо выполняются справки, заказы и продление книг и даже выдача электронных изданий на абонементе, ведётся работа по подготовке мероприятий и организуются виртуальные встречи с писателями,  продвигается информация о своих территориях – как опубликованная, так и созданная в ходе самостоятельной деятельности вместе с читателями.
Сейчас, спустя некоторое время, я вспоминаю наш автопробег как классический «роуд-муви» (всё-таки пройдено 1700 км.!) с несколькими эпизодами, встречами и приключениями, в каждом из которых всем участникам предстоят испытания. Всё, как положено – движение по ландшафту, общение и знакомства с разными людьми и местами, накал страстей, драматизм ситуаций и множество вопросов, на которые надо искать ответы самостоятельно. Одновременно напряжённые поиски каждым участником своего места в жизни и мире. Эти поиски не могут закончиться, они бесконечны. 




[1] Пермяков, Ю.Е. Метафизика дороги /Ю.Е. Пермяков // Mixtura verborum' 2007: сила простых вещей : сб. ст. / под общ. ред. С. А. Лишаева. — Самара : Самар. гуманит. акад., 2007. — С. 27-39. [Электронный ресурс] /Ю.Е.Пермяков – Электрон.данн. – Режим доступа : http://www.phil63.ru/metafizika-dorogi. – свободный. – Загл. с экрана.

 [2] Иванов, А. Горнозаводская цивилизация. — М.: АСТ, 2014. — 283 с. 

[3] Уральская поэтическая школа : энциклопедия : информационный арт-объект /Гл. ред. В.О Кальпиди. – Челябинск : Десять тысяч слов, 2013. – 608 с.

[4] Хайрятдинов, Р. Город золотой истории Пласт. – Челябинск : Санарка, 2012.

Марина Вячеславовна Ивашина, спецкор журнала «Библиотечное дело», Екатеринбург