Во все времена столица с опаской или надеждой смотрела на провинцию. Из провинции приходили самозванцы, здесь зарождались мятежи, отсюда же ожидают притока
«свежей крови». Какая же библиотека нужна современной провинции – максимально
адаптированная к условиям местной среды и выполняющая все её  непритязательные запросы или всё-таки  приподнимающая над ней? Говорить и спорить о современной библиотеке, выходящей за  пределы своих стен на улицу и в виртуальное пространство, отправились в автопробег "Километры и книгобайты" по Челябинской и Свердловской области посланцы Третьей Всероссийской неКонференции блогеров в Екатеринбурге. Об этом моя статья: Ивашина М.В. Автопробег: куда ведёт дорога?// Библиотечное дело. - 2013. - № 23. - С.  Фото Марины Волковой
"Дорога – это древний образ, символ жизненного пути, движения к цели, место, где проявляется судьба"
|  | 
| Последние километры перед возвращением в Екатеринбург. Катя Василькова, Марина Волкова, Марина Ивашина | 
Автопробег
«Километры и книгобайты»: куда ведёт дорога?
Сегодня образы,
связанные с движением, скоростью, естественно входят в библиотечный лексикон  и профессиональное сознание. Предпочтение
отдаётся энергичным  «книжным или
литературным гонкам, скачкам, регатам и заездам» с интенсивным действием и
максимальным вовлечением всех участников в предлагаемый сценарий.  Появляются партнёрские проекты с байкерами и
клубами велосипедистов, участвующих во флэшмобах и акциях по продвижению чтения
-  часто прямо из социальных сетей. Библиотекарь  сравнивается с гонщиком, и, по сути, им и
является, ведь ему приходится непрерывно крутить педали, жать на газ или
нестись на всех парусах, - только для того, чтобы соответствовать времени и
быть рядом со своими читателями.  Время
требует драйва – эффекта нарастающего темпа, активной устремлённости движения с
прорывом энергии.  Вероятно, поэтому даже
план мероприятий теперь именуется «дорожной картой», поскольку (в идеале!)
представляет собой маршрут по достижению заданных целей, ведущих к повышению
эффективности деятельности.
Автопробег «Километры и книгобайты» идеально вписывается в формат
непрерывного движения, скорости, неотвратимости изменений. Дополнительные
смыслы ему придаёт метафизика понятия «дорога»[1]
Идея  автопробега
принадлежит  известному культуртрегеру и
издателю из Челябинска Марине Волковой, на её плечи упала также и организация
всей поездки и исполнение важнейшей роли водителя внедорожника, штурмующего
норовистые  уральские дороги. Со своими
читательскими марафонами и неукротимым стремлением объединять различных
партнёров вокруг хороших детских книг она объехала полстраны, их летопись на
известном многим книжникам Портале Марины Волковой http://mv74.ru/ . 
| Марина Волкова в Музее напёрстков, Копейск | 
Партнёрами автопробега выступили Челябинская областная
универсальная научная библиотека и профессиональные журналы «Современная
библиотека» и «Библиотечное дело», представителем и рупором идей которого я  была в этой поездке. В этот раз членами
экипажа автопробега стали не писатели, а библиотечные блогеры и специалисты,
имеющие опыт работы в социальных сетях – Наталья Шмидт, Марина Мухамедьярова
(Челябинск), Екатерина Василькова (Москва), Марина Ивашина (Екатеринбург). Каждый
со своими темами «для затравки и разжигания 
профессионального аппетита», вокруг которых будет выстраиваться разговор
на остановках автопробега. Марина Волкова – презентация Энциклопедии Уральская
поэтическая школа  и  сетевой проект с использованием
интернет-сервисов «Я живу на Урале». Екатерина Василькова –
комьюнити-менеджмент. Марина Мухамедьярова – сторителлинг. Марина Ивашина –
новые читательские практики, которые стартуют и реализуются на площадках сайтов
и библиотечных соцмедиа и являются инструментом работы с местными сообществами.
 Всё вместе – что и как может делать
библиотека, используя эти площадки, и какой капитал  ей это может принести.
 Идея традиционных и уже завоевавших
популярность автопробегов с писателями, которые вошли в практику во многих
территориях, получила новые импульсы благодаря  Неконференции блогеров, проходившей   в Екатеринбурге на базе Свердловской
областной научной библиотеки им. В.Г. Белинского 10-12 ноября 2013 г.  Уже не ощущая себя только блогерами, но пока
не выбрав  адекватное наименование для
обозначения специалиста по работе в блогах и соцсетях между  несколькими  вариантами (коммьюнити –менеджер,
медиа-менеджер и on-line – библиотекарь), участники Неконференции тем не менее  решили «выйти из подполья», отказаться от
ореола субкультуры  и разрабатывать
профессионально это направление деятельности для работы с читателями и  организации непрерывного профессионального
образования.  Следующая IV Неконференция  уже включена в План РБА на 2014 г., возможно,
скоро начнёт свою работу в рамках РБА постоянно действующий круглый стол по
продвижению библиотеки, книги и чтения в соцмедиа. Участники Неконференции  проводили библиотечных путешественников в
путь, ожидая дальнейшего развития библиотечных соцмедиа и сетевых проектов на
их основе и расширения аудитории специалистов такого профиля. Пока они
составляют всего 0,74%  от общего
количества сотрудников библиотек, по приведённым данным Екатерины Шибаевой
(Москва, РГБ). 
| Начало.Участники автопробега ещё не знают, что их ждёт: Марина Волкова, Марина Мухамедьярова, Екатерина Василькова, Марина Ивашина | 
Живя в провинции, не стать духовной провинцией, сохранить авторитет
библиотеки и доверие читателей, особенно молодых, можно только влившись в общее
профессиональное движение – непрерывно обучаясь и участвуя в совместных сетевых
проектах. От того, какой будет провинция, зависит и судьба страны. Во все
времена столица с опаской или надеждой смотрела на провинцию, отсюда приходили
самозванцы, здесь зарождались мятежи, отсюда же ожидают притока «свежей крови».
Какая же библиотека нужна современной провинции – максимально адаптированная к
условиям местной среды и выполняющая все её  непритязательные запросы или всё-таки  приподнимающая над ней?
Все встречи в
библиотеках  на маршруте автопробега были
объединены темой продвижения чтения и книги средствами интернета -   на
виртуальных площадках сайта, соцмедиа и через сетевые проекты. Слоган поездки:
«Через on-line -  к читателям» -  аллюзия на знаменитую фразу Сенеки «Через
тернии -  к звёздам». Эта цель так же
амбициозна, как и труднодостижима, требует значительных усилий и
профессиональной консолидации.  В маршрут
вошли 10 провинциальных городов Челябинской области и г. Каменск-Уральский
Свердловской области.  Уровень подготовки
библиотекарей  различен: где-то только осваивают
компьютерную грамотность, в других – участие в сетевых проектах – обычная
практика. В зависимости от него определялась 
программа встречи: мастер-класс, обучающие семинары либо круглые столы
по обмену опытом. Вовлекая аудитории различных библиотек в обсуждение
существующих новых  читательских практик,
построенных на сетевых сервисах, или стратегии продвижения библиотеки в сети,
мы стремились понять их культурные коды и говорить на их языке, хотя и не
всегда это получалось успешно.
Ближайшей ассоциацией у  людей, впервые слышащих об автопробеге
«Километры и книгобайты»,  была крепко
застрявшая с детства в подсознании  и  тут же всплывающая в памяти цитата из  незабываемой речи Остапа Бендера в городе
Удоево о «необходимости грохнуть автопробегом по бездорожью, разгильдяйству, а
заодно, может быть, даже по бюрократизму». Возможно, потому, что
автопробегом с известной регулярностью «ударяли»  то по патриотизму, то по экологии (список
может быть продолжен) разные общественные организации и сообщества. Для нас же
автопробег ассоциируется прежде всего с дорогой как метафорой непрерывного
движения, развития, объединения всех участников пути вокруг общего дела. Дорога
– это древний образ, символ жизненного пути, движения к цели, место, где
проявляется судьба. Неслучайно время в пути от одного пункта до другого мы
проводили в бурных дискуссиях, обсуждая не только особенности диалога с
аудиторией и критерии оценки ожидаемых результатов, но и возможности развития
публичных библиотек в зависимости от культурного своеобразия территории.
Дорога – это ещё и канва
сюжета, и разные истории, которые происходят с 
библиотеками, людьми  и городами,
в каждом из которых есть свои творческие очаги, определяющие неповторимость и
особый почерк, несмотря на нивелирующее воздействие индустриальной и массовой
культуры. 
История 1. Культурный ландшафт. Для того чтобы понять
феномен уральской провинции, надо познакомиться с недавно презентованной на
ярмарке «Non-Fiction» книгой Алексея Иванова «Горнозаводская цивилизация»[2],  пытающегося разгадать эту тайну и представляющего
мифы и набор жизненных и культурных практик уральцев, и  хотя бы бегло просмотреть энциклопедию
«Уральская поэтическая школа»[3] с её культовыми и
культурными героями и особым литературным космосом. Презентация последней с
просмотром видеоклипов на странице энциклопедии в сети (http://www.marginaly.ru) входила в программу наших встреч. Столкновение традиций с радикальными
практиками – одна из особенностей современной культуры. Но впечатления
путешественника складываются из отдельных штрихов – встреч, эпизодов,
знакомств, арт-объектов.
Все города маршрута
имеют богатую  историю, начинавшуюся в 18
веке  с чугуноплавительных и
железоделательных заводов, угольных и соляных шахт, золотых приисков,
разработки минералов, и самобытные культурные традиции. Для
уральского культурного ландшафта и уральского характера характерны гремучая
смесь сурового прагматичного производства и неукротимого романтизма.  Сильны литературно-творческие традиции и
андеграундный поэтический мятеж.
На гербе первого в
маршруте города В.Уфалей – серебряная
чаша (литейный ковш), из которого
льётся золотая струя, это типичный уральский город с никелевым комбинатом и
металлургическим заводом, которого нет на интерактивной карте
достопримечательностей России. Касли
знамениты Литейным заводом и единственным в России музеем художественного
литья. Чугун, отлитый в поэзию, ажурное литье завораживают с первого взгляда.
Не меньше поражает водоворот литературной жизни, оказывающий влияние на
культурную жизнь провинции. В городе 
работает активное самобытное 
объединение литераторов под руководством поэта Маргариты Ерёменко, с
которыми нам удалось встретиться, издаётся краеведческий ежегодник «Альманах»,
более 10 лет проводятся Каслинские чтения. Ещё одним центром литературного
бурления стал  Кыштым, где в библиотеке состоялась встреча с поэтом-неформалом
Александром Петрушкиным, не простым в общении человеком.  В одиночку он осуществляет титанический труд – создал в 2008 г. и
ведёт Евразийский журнальный портал «Мегалит» (http://www.promegalit.ru/),
который объединяет электронные версии публикаций 35 литературных печатных журналов
(большинство не отражается в Журнальном зале), разных регионов, включая
русское  зарубежье. На портале более 100
посещений в день, можно познакомиться с творчеством 7800 авторов. 
Промышленная среда
городов-заводов сурова и безжалостна, наверное, поэтому здесь особо ценится
лидерство и личная инициатива, как бы экзотично и в какой бы сфере они не проявлялись
– литературе, производстве, местном сообществе.
В Сатке – центре добычи и переработки магнезита с суровой заводской
культурой  также  проявился присущий уральскому характеру
романтизм, защищающий человека от давления технократической культуры, – на
берегу  пруда предприниматель Юрий Китов построил  экзотический городской аквапарк с замками и
сказочными виллами, смешав стили и эпохи, и назвал его в честь внучки -
Сонькина лагуна. Другого подобного чуда в России нет.
|  | 
| Сатка. Сонькина лагуна | 
Город Пласт получил своё
название от пластообразных залежей золотоносных песков, на его гербе жар-птица
с зелёными блёстками – символом добывающихся только здесь редких самоцветов.
|  | 
| Жар-птица - символ Пласта | 
 На
реке Каменке находится «уральская Бразилия» с копями добывающихся эвклазов,
топазов, рубинов. Романтические истории кружат головы многим, гостям здесь
предлагают в качестве развлечения выезд на 
реальные месторождения  для поиска
золота и обучения элементарным технологиям золотоискателей. О городе и
окружающих его сокровищах талантливо написана известным
исследователем-краеведом Р.К. Хайрятдиновым и великолепно издана местным
издательством (а значит, практически недоступна за пределами области) книга
«Город золотой истории Пласт».[4]
Город уважает и ценит инициативу, признавая её право даже в нестандартных
ситуациях. Образцом такой инициативы 
стала живописная скульптурная группа в городском сквере недалеко от
историко-краеведческого музея – 
полосатый пограничный столб и рядом собака, верный друг пограничника. Это
место встречи демобилизованных пограничников, – так они сами решили, придумав  и установив скульптуру, и так создали  привлекательный образ военнослужащего, именно
пограничника
|  | 
| Пласт. Символ лидерства и инициативы - у этой скульптуры встречаются пограничники | 
Златоустовский булат –
не только уральский, но и российский бренд. Златоуст – не только оружейный центр, но и центр ремёсел.
Романтический характер суровых оружейников проявляется  в художественной гравюре на металле,
возникшей для украшения сабель, кортиков, шпаг. Золотые и серебряные насечки
уральских мастеров украшают подарочное оружие и декоративные панно на стальных
пластинах.
Творческие
инициативы  вполне закономерны в городе,
в котором, как волна и пламень, сошлись индустриальное  героическое начало и мятежный поэтический  дух, стремящейся к новой мифологизации. Копейск возник вокруг шахт, Копейский
машиностроительный завод – крупнейший 
производитель угольных и соляных комбайнов. Его  героическая история тщательно изучается и
сохраняется в предметах и документах заводского музея хранителем, краеведом-исследователем
Валентиной  Косолаповой,   чтобы
рассказать современникам и потомкам не только о технологическом прогрессе, но и
героических судьбах.
|  | 
| Копейск. Экспозиция заводского музея | 
 Ярким штрихом, подтверждающих актуальность создания новых
мифов для очеловечивания индустриальной культуры, является поразивший наше
воображение Музей напёрстков, созданный в 2012 г. генеральным директором
Владимиром Малиновским на предприятиях Швейной фабрики Копейска. Такой музей -
единственный в стране и четвёртый в мире после Германии, Голландии, Австрии, с
которыми поддерживаются партнёрские отношения. Из предмета, просто защищающего
пальцы, напёрсток превращается в оберег, символ защиты семьи. Сувенирных
напёрстков, украшенных стразами, бусинками, замысловатыми макетами зданий,
портретами знаменитых личностей, в коллекции более 300. Множество экспозиций
вокруг отдельных напёрстков сделало бы честь любой библиотеке, представляющей
мультиформатные материалы. Рядом с напёрстком «Владимир Высоцкий» сборники его
стихов, книга Марины Влади, несколько дисков. Напёрсток «Шопен» тоже в окружении
аудиовизуальных материалов.  Идея
напёрстка-оберега в скором времени выльется в скульптурную композицию,
посвящённую напёрстку, с магическими параметрами числа пи  (3,14 метра) на площадке перед фабрикой. Здесь
же будет отмечаться Праздник семьи – День Петра и Февронии, сюда же будут
приезжать молодожёны после регистрации. Это ещё один пример личностной
инициативы, лежащей в основе новой культурной традиции и создающей
мифологические ресурсы города.
|  | 
| Копейск. такие разные напёрстки | 
|  | 
| Владимир Малиновский, создатель Музея напёрстков | 
История
2. Заповедники культуры? Тема, вдохновлённая Неконференцией
блогеров - «Через on-line – к читателям», и подтверждённая опытом ближайших
соседей и коллег из других регионов,  для
одних  библиотек оказалась «на вырост», для
других толчком к дальнейшим действиям. 
Библиотеки Каслей, Сатки, Пласта предстали перед
нами как классические «заповедники культуры» с обаятельными интеллигентными
женщинами, для которых библиотека – это служение и ежедневный подвиг в условиях
довольно  скромной, хотя и приличной
материальной базы, компьютерного парка и интернета. Здесь любят и уважают
читателей, но работают в традиционных форматах, при которых неизбежны потери: и
молодой читательской аудитории, и авторитета в местном сообществе. Несмотря на
наличие компьютерной техники, они пока не связывали  перспектив 
развития с самостоятельным выходом в сеть, их устраивали небольшие
информационно-адресные странички на сайтах местной администрации. Тем не менее,
сама городская среда  этих территорий
очень колоритна и требует проявления яркой индивидуальности, творческого
полёта, чтобы вписаться в общий 
городской образ. Лёгкий налёт «пыли», консерватизм и  отсутствие энергичного социального
темперамента (который активно формируется в соцмедиа) могут оставить библиотеки
на обочине культурной и общественной жизни своих территорий. Но
пока библиотеки не видят себя на виртуальных площадках, хотя внутренне готовы к
освоению новых знаний. 
Разительный контраст в уровне развития библиотек и понимания ими своей
роли был усилен тем, что именно из г.
Пласт велась трансляция вебинара – 
виртуальной встречи участников автопробега с сельскими библиотекарями-слушателями курсов повышения квалификации
НФ «Пушкинская библиотека» из разных регионов, которые в этот день собрались в
Москве. Заинтересованность их проблемами продвижения библиотеки, книги и чтения
в сети была видна по вопросам, заданным участникам автопробега.
И всё же библиотеки начинают свой более или менее успешный путь за стены
библиотеки в открытое информационное пространство. Сделала свои первые шаги ЦГБ
им А.Г. Туркина в В. Уфалее, создав сайт (http://cbs.ufaley.su/),
который пока не отражает чудесную дружественную атмосферу библиотеки, но
содержит биобиблиографическую информацию о литераторах города и возможность
on-line продления книг. Центральная городская библиотека им. Б.Швейкина в
г.Кыштыме, первоначально произвёла впечатление довольно консервативного места,
не склонного к переменам, тем не менее, имеет паблик ВКонтакте (http://vk.com/id152466142),
в котором довольно оперативно проводит обмен информацией и организационные
мероприятия. На мастер-классе Екатерины Васильковой совместно был создан блог
«Кыштым читающий» (http://kizhtimbook.blogspot.ru/),
который продолжает пополняться информацией.
ЦБС
Златоуста имеет свой сайт (http://www.zlatcbs.ru/)
с актуальными  разделами: электронный
каталог, виртуальная справка, on-line библиотека по краеведению, со страничкой,
посвящённой молодёжному объединению УникУмы, а библиотека-филиал№5  и группу ВКонтакте.  Но лидировали в этот раз школьные библиотеки,
имеющие не только свои представительства в сети в блогах, но и активно занимающиеся
обучением на этих  площадках и
использующие их как стартовые для участия в сетевых проектах с читателями-подростками.
Блог сообщества школьных библиотекарей Библиогр@ни Златоуста» (http://bibliozlatoust.blogspot.ru/)
ведётся с 2010 г.
Елена Качёва, методист
«Центра развития образования» Златоуста, лидер, который задаёт ориентиры и темп
развития в территории. Её проекты неоднократно занимали первые места во
всероссийских конкурсах сетевых проектов, в том числе Intel. Ей удалось увлечь
идеей, мотивировать и объединить вокруг совместной деятельности всю ассоциацию
школьных библиотек Златоуста. Она выделила для себя этапы профессионального
роста: 1)самообучение, общение, обмен новостями; 2)работа с читателями в
интерактивных проектах; 3)тьюторство, обучение других на полученных
результатах. Эта  модель  может лечь в основу программ  непрерывного профессионального образования
библиотечных специалистов. Только как скоро она станет очевидной для всех?
| Златоуст. Лидер сообщества школьных библиотекарей, методист Центра образования Елена Качёва | 
Пару
лет назад библиотекари Копейска заставили
говорить о себе благодаря рекламной акции в стеклянных витринах библиотеки,
которая неоднозначно оценивалась специалистами библиотечного мира, но была
принята на «ура» читателями. Молодые очаровательные девушки, расположившиеся за
стеклом в живописных позах  с книгами в
руках, хотели рассказать всем, что библиотека и её специалисты изменились и
хотят быть ближе к своим читателям. Об этом же свидетельствует и каждая
выставка, и каждая встреча, становящаяся событием. Библиотека давно готова
выйти за пределы своих стен  в
виртуальное пространство для продвижения уникальной информации и расширения
круга общения. Сайт практически готов, но пока не выставлен в сети, и я надеюсь,
что небольшие дискуссии по поводу индивидуализации его образа помогут
библиотеке найти свой неповторимый стиль и образ, создать целый комплекс
виртуальных площадок. Главное, что для библиотекарей естественно постоянно
меняться, умело возводя новые здания на фундаменте традиций – в этом мы
убедились во время беседы с Татьяной Александровой, библиотекарем с 40-летним
стажем и автором книги «Копилка секретов: календарь библиотекаря» (Челябинск,
2012), помогающей ввести ребёнка в мир книги и чтения.
История
3. Партнёры. В Челябинске мы оказались не только в водовороте
литературно-культурных событий от Праздника чёрного кота до Дня рождения Деда
Мороза, вылившихся также и на улицы города (что является обычным делом на
Кировке, местном Арбате), но и в среде единомышленников и партнёров – ура,
наконец-то свои, можно расслабиться. Для них не стоит вопрос – нужны ли
библиотечные соцмедиа, поэтому вместе  мы
обсуждали, как сделать их эффективнее, привлечь внимание актуальными
публикациями, найти пути продвижения к читателям. В активную группу поддержки  автопробега вошли челябинские блогеры, участники
Неконференций блогеров в Екатеринбурге, рассказавшие о своих блогах (у всех не
только блоги, но и медиакомплексы, включающие другие площадки в сетях),
проблемах и вариантах развития, поисках авторского стиля, который ещё не всем
удалось найти. В обсуждении проблем расширения читательской аудитории и  эффективного продвижения проектов по чтению
приняли участие Дмитрий Фомин – первый, известный мне,  официально назначенный «виртуальный
библиотекарь», модератор 3-х блогов Челябинской областной юношеской библиотеки,
модераторы  2-х блогов Центра чтения
Челябинской областной научной универсальной библиотеки Наталья Шмидт, Марина
Мухамедьярова (партнёры по поездке)  и
Марина Радько, а также Ирина Беляева, модератор блога ЦГБ им. А.С. Пушкина
«Во!круг книг», которая взяла на себя роль летописца  и составила Путеводитель по библиотечной
блогосфере Челябинска (http://vokrugknig.blogspot.ru/2013/11/blog-post_6641.html).
В перечне 21 библиотечный блог, большинство (14) принадлежит школьным
библиотекарям. Уверена, что в этих школах директора не сбрасывают библиотеку со
счёта, разрабатывая программы метапредметных связей по новым ФГОСам и не задают
вопрос о том, способны ли библиотекари делать ещё что-нибудь, кроме подборки и
выдачи книг. Тот, кто вышел на виртуальную площадку – уже включился в систему
профессионального обмена знаниями и опытом, имеет возможность дистанционного
непрерывного образования и участия в 
российских сетевых проектах.
|  | 
| Наталья Шмидт, руководитель Центра чтения Челябинской областной научной библиотеки, организатор встречи блогеров Челябинской области | 
 Во время путешествия любопытно было наблюдать,
как в разных территориях в освоении площадок соцмедиа лидировали то
представители публичных библиотек, то школьных. Причины этого в особенностях
личностной выраженности профессии, библиотечные лидеры определяют  многое не только в своей библиотеке, но и в  библиотечной политике территории в целом.
История
4. Эстафета передана! В последнем пункте нашего маршрута
перед возвращением в Екатеринбург – г. Каменск-Уральском ЦГБ им. А.С. Пушкина
преподнесла нам сюрприз. Каменцы успешно развивают все свои виртуальные
площадки. У них изобретательно сделанный, активный и живой сайт (http://www.cgb.kamensktel.ru/),  материалы которого дополняют 6 блогов
различных моделей, выйти на них можно с площадки сайта. Самый интересный из них
– блог отдела электронной информации ЦГБ «Стилиус» (http://biblio-stilius.blogspot.ru/),
модератор Наталья Овчинникова. На его площадках размещено несколько актуальных
проектов, которые могли бы заинтересовать и библиотеки пройденного нами маршрута.
Прежде всего, это  Литературная
карта,  где собрана полная информация о
литературной жизни территории, всех литобъединений, персональные страницы
писателей с биобиблиографической информацией и 
ссылками на их ресурсы,  даты, сборники,
литгазеты, обзоры и новости, и «Книжные сезоны» -  живые яркие буктрейлеры по самым интересным
книгам, популярные и в блогерской, и в читательской среде. Идеи продвижения
библиотеки и чтения через сайт и социальные сервисы является частью хорошо продуманной
информационной политики, разработанной командой и лидером Ириной Сапоговой и
утверждённой директором библиотеки Л.Н. Агаповой.  Каменцы давно завоевали авторитет в
библиотечной блогосфере, осваивают и используют в работе с читателями  и другие интернет-сервисы. Два года назад они
выступили с инициативой проведения 
российской блогерской акции Флешбук, и хотя она и не оправдала ожиданий
массового привлечения читателей, в ходе акции многие библиотечные специалисты
научились представлять книгу в мультиформатной среде. В 2013 г. блог «Стилиус»
стал лауреатом Первого Всероссийского конкурса блогов. Совершенно естественным
оказалось, что ЦГБ им. А.С. Пушкина (в лице зам. директора Светланы Симоновой)
готова принять эстафетную палочку и войти в экипаж следующего автопробега со
слоганом «Через on-line – к читателям», который, как мы надеемся, стартует по
новому маршруту. Библиотекам,  решающим
для себя – быть или не быть на виртуальных площадках,  и тем, кто думает о повышении уровня
профессионального мастерства и способах выхода на диалог с читателями - для
всех конкретный опыт Пушкинки мог бы дать множество примеров для выбора
собственного пути. Группа автопробега «Километры и книгобайты» (https://www.facebook.com/groups/400398693420396/),
 созданная в сети Facebook для подготовки первого
путешествия и закрытая для всех, кроме организаторов, теперь открыта для всех.
Формируется новый экипаж, составляются 
карта нового маршрута. Кто на новенького?
После нашего
путешествия в группе «Современная библиотека» появилось более 100 новых
участников, в том числе из маршрута автопробега. Осваиваются, знакомятся с
новостями, узнают о профессиональных проблемах и путях их решения, заводят
знакомства, оставляют первые комментарии в обсуждениях.
Метафизика
дороги
Пару лет назад специалисты
Свердловской областной библиотеки для детей и юношества и Свердловской
областной универсальной научной библиотеки, проанализировав  и объединив данные о работе публичных и
детских библиотек, составили карту области «Есть ли жизнь в библиотеках?», обозначив
ярким цветом развивающиеся территории, и оставив белые пятна на месте
библиотек, работающих в рамках традиционного функционала. Для этого были
выбраны 3 главных критерия: проектное управление, участие в корпоративных и
сетевых проектах, наличие стратегии развития в виртуальном пространстве. 1\3
библиотек окрасилась ярким цветом, белых пятен оказалось больше. Сегодня,
пожалуй, белых пятен стало бы 
значительно меньше. Но я добавила бы ещё один критерий – наличие в
библиотеке Лидера, сильной личности, находящейся в поисках  новых смыслов и осознавшей, что способность к
изменению – один из главных показателей профессиональной компетентности. 
Развитие библиотек,
расположенных на маршруте автопробега, неравномерно. У большинства территорий –
исторический статус, т.е они имеют документы и исторические памятники. Должна
ли библиотека стать ещё одним 
историческим памятником, сохраняя фонды и законсервировав традиционные
модели работы, или она иначе будет решать проблемы своего развития,
устанавливая многообразные связи с местными сообществами? Можно ли развиваться,
не выходя на внешние площадки, открывающие новые возможности общения,
партнёрских отношений и продвижения информации о своей территории?
Расширение  реальных площадок библиотек –
ещё одна возможность вписаться в «дорожные карты» своих территорий. Это не
скупая строчка «краеведение» на сайтах библиотек, а работа на привлекательный
имидж своего города, использование его внутренних резервов и ресурсов, включая  историко-культурные  и современные творческие бренды, а возможно, и
формирование будущих туристических брендов, что соответствует задачам региона
по развитию внутреннего туризма. 
Библиотеками России и
соседних областей накоплен внушительный опыт, который может быть  использован новичками. Многие созданные 5 лет
назад блоги развивались первоначально как интеллигентские кухни советских
времён, на которой собрались жаждущие перемен в библиотеках единомышленники с
развитой рефлексией, работающие над формированием нового профессионального
сознания. Теперь площадки социальных сервисов превращаются в  производственные участки, выполняющие функции
дополнительных  виртуальных структурных
подразделений. С их помощью ведутся опросы, поиск партнёров и новых форм
сотрудничества, удалённо выполняются справки, заказы и продление книг и даже
выдача электронных изданий на абонементе, ведётся работа по подготовке
мероприятий и организуются виртуальные встречи с писателями,  продвигается информация о своих территориях –
как опубликованная, так и созданная в ходе самостоятельной деятельности вместе
с читателями. 
Сейчас, спустя
некоторое время, я вспоминаю наш автопробег как классический «роуд-муви»
(всё-таки пройдено 1700 км.!) с несколькими эпизодами, встречами и
приключениями, в каждом из которых всем участникам предстоят испытания. Всё,
как положено – движение по ландшафту, общение и знакомства с разными людьми и
местами, накал страстей, драматизм ситуаций и множество вопросов, на которые
надо искать ответы самостоятельно. Одновременно напряжённые поиски каждым
участником своего места в жизни и мире. Эти поиски не могут закончиться, они
бесконечны.  
[1] Пермяков, Ю.Е. Метафизика дороги /Ю.Е. Пермяков // Mixtura verborum' 2007: сила простых
вещей : сб. ст. / под общ. ред. С. А. Лишаева. — Самара : Самар. гуманит.
акад., 2007. — С. 27-39. [Электронный ресурс] /Ю.Е.Пермяков – Электрон.данн. –
Режим доступа : http://www.phil63.ru/metafizika-dorogi. – свободный. –
Загл. с экрана. 
[3] Уральская поэтическая школа : энциклопедия :
информационный арт-объект /Гл. ред. В.О Кальпиди. – Челябинск : Десять тысяч
слов, 2013. – 608 с.
Марина
Вячеславовна Ивашина, спецкор журнала «Библиотечное дело», Екатеринбург


 
Комментариев нет:
Отправить комментарий